Интервью с главой ГАСИ (ДАБІ)

интервью Реальная помощь в уголовном гражданском деле в суде Харьков Харьковская область Доступно корректно Адвокат по недвижимости 0679331668 0668243914

Признание недействительными договоров дарения

Contents

«Просто стройте по закону». Интервью с главой ГАСИ

Интервью

Интервью

Точечная застройка, проблемы с инфраструктурой — все это создает впечатление, что в застройке крупных украинских городов царит хаос и безнадега.

В Государственной архитектурно-строительной инспекции, которая

выдает разрешения на выполнение строительных работ и введение в

эксплуатацию уже построенных объектов, уверены, что это не так.

В №18 Журнала Корреспондент вышло интервью с главой

ГАСИ. Валерий Литонинский поговорил с Алексеем Кудрявцевым о

новых строительных нормах, изменениях в разрешительной

документации и, конечно, о коррупции.

После массовых летних потопов в Киеве возникло много вопросов

о состоянии городской инфраструктуры. Очевидно, что

сложившаяся ситуация — следствие неупорядоченной застройки,

повышения нагрузки на коммунальные сети и коммуникации.

Насколько регулируются во время выдачи разрешений на

строительство или ввод в эксплуатацию вопросы обеспечения

необходимой инфраструктурой? Каким образом ГАСИ может

влиять на соблюдение интересов города в целом?

— Влиять мы не можем. В наши полномочия входит выдача

разрешительной документации и контроль над строительством. Если

сегодня город предоставляет градостроительные условия и

ограничения, выделяет земельный участок, а застройщик сделал

проект и экспертизу, если все эти документы есть в наличии, мы

выдаем разрешение, и застройщик начинает строить. То есть

Государственная архитектурно-строительная инспекция — конечный

пункт в цепочке разрешительных документов.

Поэтому, когда мы видим все эти потопы и разрушения, это вопрос

больше к городскому голове, к городской власти. Я могу сказать

только, что все те разрешения, которые мы сегодня выдаем, законны,

по ним всем есть соответствующая документация. Наверное,

проблема в другом, в том, что нет согласованного окончательного

Генерального плана Киева, над которым сейчас работают.

Во время получения разрешений застройщик обязывается строить какие-то инфраструктурные объекты?

— В градостроительных условиях и ограничениях указывается все,

что должен сделать застройщик. Это отдельная ситуация — и

градостроительные условия, и ограничения выдает Департамент

градостроительства и архитектуры КГГА [если речь идет о столице].

Застройщик обязан выполнить все эти условия. Наша задача —

выдать разрешение, когда есть все условия, есть разработанный

проект по этим градостроительным условиям, и если все это сходится,

только тогда мы даем разрешение. А дальше застройщик, если он

порядочный, выполняет все эти условия.

А на этапе введения в эксплуатацию происходит проверка, все ли построили так, как должны были?

— Обязательно выезжает инспектор и проверяет, как реализованы

все проектные решения, а также те, которые должны быть сделаны по

градостроительным условиям. Если все выполнено, инспектор

подписывает справку и объект вводится в эксплуатацию.

Тогда как на практике получается, что строят новые микрорайоны, а коммуникации остаются старые, рассчитанные на гораздо меньшее количество населения и на меньшие нагрузки?

— Я не понимаю, как можно при выдаче всех этих градостроительных

условий не думать о вещах, о которых вы сказали. Но если мы

говорим о нашем органе — Государственной архитектурно-

строительной инспекции, то если мы проверили и не выдали

разрешение о вводе объекта в эксплуатацию, то все сразу говорят о

коррупции. А если мы его выдали, то выполнили свою задачу. Есть

документы, вы получили земельный участок, а также

градостроительные условия, в которых прописано, что вы можете

строить, — пожалуйста, стройте.

Но важно же, чтобы на этапе введения в эксплуатацию вы проверили, все ли построил застройщик, что от него требовали?

— Мы не примем объект в эксплуатацию, если там не будут

выполнены градостроительные условия и ограничения. Вопрос в том,

прописаны ли там [городскими властями] все эти инфраструктурные

объекты, коммуникации и так далее. Но я хочу сказать, что сегодня

строятся инфраструктурные объекты. Может, это чуть затянулось во

времени, может, их нужно больше, но постепенно они строятся.

НОВЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

С 1 сентября вступили в силу новые государственные строительные нормы в Украине. В чем их особенность?

— Прежние государственные строительные нормы устарели. В

частности, новый ГСН Б.2.2-12:2018 Планирование и застройка

территорий более года обсуждался, прошел все процедуры

согласования и был принят весной 2018 года. В нем есть несколько

революционных решений, в первую очередь по высотности и

плотности застройки. На одном квадратном метре должно жить не

столько людей, сколько было раньше, а меньше. Также этажность:

вводятся так называемые голубые линии — ограничение этажности

возводимых зданий. Если это сельская местность, то не нужно там

строить 25 этажей, что мы сегодня видим, к сожалению, по всей

Киевской области.

Мы поддерживаем те нормы, которые введены, и делаем все, чтобы

они работали. Но там есть много моментов, которые застройщикам не

нравятся. Если ты строишь 25 этажей, а нужно, например, семь, то

экономика этих квартир совсем другая, доход другой. Поэтому сегодня

и происходят некоторые вещи, в частности, есть судебные решения,

блокирующие введение новых государственных строительных норм.

Но позиция Министерства регионального развития и строительства

— пройти все судебные инстанции и сделать так, чтобы новые нормы

начали работать.

Если бы эти нормы действовали раньше, дом-монстр на Подоле в Киеве не построили бы?

— Его бы никогда не построили, если бы строители действовали по

закону. Мы знаем, что там построено вразрез всем нормам, которые

были и раньше. Там просто, к сожалению, произошло беззаконие. И

сегодня принять здание в эксплуатацию в готовом виде, как оно есть,

невозможно. Застройщику легче было бы снять несколько верхних

этажей, и этот вопрос уже давно как-то тронулся бы с места. Сейчас

ничего не меняется, застройщики ждут каких-то новых изменений.

Наверное, политических?

— Ну я о политике говорить не буду.

А тех, кто уже получил разрешение на строительство по старым строительным нормам, изменения не касаются?

— Если до 1 сентября есть утвержденная проектная документация,

которая прошла экспертизу, можно еще получить разрешение по

старым нормам. А если проект утвержден после 1 сентября, то

разрешение выдается по новым правилам.

Государственные строительные нормы касаются не только

разрешений на строительство, они касаются детальных планов

территорий, градостроительных условий и ограничений, а также

разрешительных документов. Это очень большой пласт

нововведений. Если все застройщики будут их выполнять, то будут

качественные изменения, о которых мы говорили в первом вопросе.

Что такое строительная амнистия, что она предусматривает?

— Строительная амнистия — это амнистия для маленьких домов,

которые были построены до 2015 года. Касается она только частных

домов площадью до 300 квадратных метров или объектов

сельскохозяйственного назначения класса СС1, построенных до 12

марта 2011 года.

Мы запустили амнистию для тех людей, которые по разным

причинам не смогли зарегистрировать свои объекты раньше. Эту

амнистию мы сделали бессрочной, популяризируем ее, говорим в

областях о том, что она работает.

Основные требования — оформленное право собственности на

земельный участок, отчет о техническом обследовании, техпаспорт.

На сегодняшний день еще нужно, чтобы место размещения объекта

было согласовано с местным органом градостроительства и

архитектуры. Но мы работаем над тем, чтобы необходимость

предоставления такой справки была отменена.

Я думаю, что за месяц-два этот вопрос будет решен. Потому что

амнистия заработала, и мы видим, что архитекторы на местах

начинают манипулировать выдачей этих справок.

РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО

Что сегодня происходит с разрешениями в строительной сфере?

— Уже больше года (с 10 июня 2017 года) работает закон №1817,

который был инициирован нами совместно с профильным

комитетом Верховной Рады и который полностью изменил всю

разрешительную систему. Для частного сектора, малого и среднего

бизнеса мы максимально упростили процедуру получения

разрешений на строительство. Сейчас уже можно подавать

уведомление и на второй день начинать строить.

Два месяца назад мы пошли еще дальше: сделали услугу регистрации

уведомления о строительстве частных домов по строительному

паспорту (сегодня это 70% всей разрешительной документации по

стране) полностью автоматизированной, то есть без вмешательства

должностного лица.

Электронная услуга

Это, кстати, первая такая электронная услуга в стране. Человек, у

которого есть электронная подпись, может заполнить уведомление в

онлайн-формате. Благодаря электронному взаимодействию с

Государственным реестром прав на недвижимое имущество Минюста

в форму не нужно самостоятельно вносить информацию о земельном

участке. Достаточно указать кадастровый номер, и вся информация

подтянется автоматически. После заполнения формы, программа

обрабатывает данные, и человек тут же получает ответ о регистрации

своего уведомления о начале строительства.

Мы идем дальше и до конца года хотим автоматизировать еще две

такие услуги для частного сектора, который строится по

строительному паспорту, — это внесение изменений в уведомление и

введение объекта в эксплуатацию. Данные услуги тоже будут

предоставляться в онлайн-режиме без вмешательства должностного

лица.

Объект строительства

Другая ситуация с большими объектами строительства —

жилищными комплексами, торговыми центрами,

инфраструктурными объектами, которые строятся по разрешениям.

Раньше были декларации, которыми непорядочные застройщики

злоупотребляли, занижая категорию сложности объектов, внося

неправдивую информацию о целевом назначении земли и т. д.

Застройщик мог сам вписать туда все что угодно, нечестным путем

зарегистрировать эту декларацию и начинать строить. Что в этой

декларации, никто не успевал проверить. В частности, в ней

прописывали пять этажей, а строили небоскреб. В Киеве такая

ситуация на объектах скандально известного застройщика Анатолия

Войцеховского, например, по улице Руданского, 9.

Мы эти декларации вообще отменили. Сегодня начать строительство

больших жилищных, инфраструктурных объектов и торговых

центров невозможно без разрешения. Если разрешение выдано,

значит, в наличии у застройщика есть вся необходимая

документация — на земельный участок, градостроительные условия,

проект, экспертиза. Нет документов — мы разрешение не выдаем.

То есть все разрешения, которые выданы после вступления в силу

законодательных изменений, свидетельствуют, что такие

строительства полностью законны.

Есть статистика, сколько уже начали строить малых объектов по такой упрощенной процедуре без вмешательства должностного лица?

— Да, уже более 500 домов зарегистрировано, с каждой неделей их

количество растет. Просто еще не у каждого сегодня есть электронная

подпись, а она нужна для прохождения процедур. В каждой области

мы проводим совещания, разъясняем о новых возможностях,

популяризируем этот сервис, чтобы люди знали, что он работает, и

пользовались им.

К сожалению, большая проблема в том, что люди не всегда верят в те

позитивные изменения, которые происходят.

КОНТРОЛЬ НАД СТРОЙКАМИ

Насколько эти изменения позволят бороться с незаконным строительством?

— Закон уже больше года работает — незаконных застроек стало в

десятки раз меньше. Если сегодня и есть такие объекты, то это, скорее

всего, строительство, которое происходит вообще без каких-либо

документов, его нужно останавливать и все сносить.

— Но ведь таких примеров в Украине нет, когда бы стройку остановили и снесли.

— К сожалению, законодательство несовершенно. И нет примеров,

когда сносятся незаконные постройки. Поэтому, я считаю, следующий

необходимый шаг — менять подход к контролю над строительством.

И нужно на законодательном уровне сделать так, чтобы застройщик

не смог манипулировать и судебными решениями вводить незаконно

построенные объекты.

То есть это предусматривает расширение полномочий ГАСИ?

— А вы считаете, что строить незаконно это нормально? Я — за

прозрачность. Если на законодательном уровне будут прописаны все

этапы контроля строительства, если застройщик в свое удобное время

будет приглашать нас и показывать, что и как он строит, тогда мы

сможем в конце сказать: этот дом построен по закону, тут нет

нарушений. А если дом строится без каких-либо документов, без

проверок, нас не пускают на объект, то что имеем в результате?

В Киеве есть несколько таких объектов, которые строятся без

документов, на улице Волошина, бывшей Галана, например. Там

частный сектор, начали строить какой-то частный дом по

декларации, еще два года назад декларация отменена, а уже стоит

шесть этажей. Ночью один этаж построили, люди прибежали — все

куда-то делись. Проходит месяц-два — видим еще один этаж. И ничего

нельзя сделать, потому что застройщик потом пойдет в суд и введет

этот дом в эксплуатацию через суд.

А если будет четко выписан порядок контроля над строительством,

будет прописано, что нельзя ввести объект в эксплуатацию, если он

простроен не по закону, то никакой застройщик не сможет найти

лазейки.

Это вы имеете в виду введение поэтапного осмотра выполнения строительных работ вместо плановых проверок?

— Мы вообще предлагаем отойти от плановых проверок, потому что

это все уже в прошлом. Сегодня так быстро строят объекты, что мы не

успеваем вставить проверку в план. Поэтому я считаю, что пришло

время для изменения самого формата контроля. Строители не будут

прятаться, построили по закону — пригласите нас, мы не штрафуем,

не останавливаем, мы даем консультацию, проводим

разъяснительную работу. Есть нарушения — даем время на их

устранение, нет нарушений — стройте дальше. Но если вы строите не

по закону, не по новым нормам, то не стройте тогда.

Но больше проверок — больше возможностей для коррупции?

— Коррупционные риски были и есть, но мы делаем все, чтобы их

устранить. Я за то, чтобы все было максимально публично, выведено

в онлайн-плоскость, чтобы любой человек мог зайти и увидеть, что

происходит. Если кто-то говорит, что тогда будет больше полномочий

у ГАСИ, то следует обратить внимание: мы предлагаем совсем другой

подход. Если сегодня по обращениям правоохранительных органов,

каких-то жителей, каких-то непонятных организаций мы должны

выходить и проверять, тут разве не коррупционные риски, когда мы

это делаем? А я предлагаю от этого полностью отойти, сделать

плановые осмотры, и строители будут знать, что они построили

определенный этап, пригласили нас, мы пришли — увидели. Если все

в порядке, то какие взятки? А если нет — устраняйте ошибки и

стройте по закону.

КОРРУПЦИЯ

Генеральный прокурор Юрий Луценко накануне заявил, что сфера строительства — самая коррумпированная в Украине. В частности, вспомнил о ГАСИ, на взятках ловили руководителей ряда региональных управлений. Что вы делаете для борьбы с коррупцией внутри ведомства?

— ГАСИ еще четыре года назад действительно была в лидерах по

коррупционным рискам. Наша позиции такая: мы поэтапно делаем

все, чтобы убрать коррупцию. С одной стороны, мы провели

изменения в разрешительной системе, с другой — сменили

большинство руководителей областных управлений. Сегодня это

новые люди, молодые, на которых возлагают надежды местные

власти, губернаторы.

За последнее время был уволен руководитель управления ГАСИ в

Николаевской области, в середине сентября уволен руководитель в

Херсонской области. Также уволен руководитель облуправления в

Сумской области. Изменения происходят, но нельзя за один день

изменить всю систему.

Что касается взяток, то генпрокурор говорит, что сейчас даже увеличилась такса взяток, которые просят за один квадратный метр при вводе дома в эксплуатацию. Нормы о декларациях без чиновников разрушат эту систему?

— Смотрите, в строительстве небольших домов, где все операции

происходят без вмешательства должностного лица, вообще не может

быть взятки, ну просто не может, компьютер же взятку не возьмет.

Хотя никто не ожидал, что эта система сработает.

Но я хочу сказать, что если застройщику нечего прятать, если у него

все по закону и есть все документы, то не надо никуда ходить, не надо

искать какие-то посреднические фирмы, каких-то «помощников».

Нужно прийти к нам, мы открыты, у нас все публично, подать

документы и получить необходимую админуслугу.

Но вот часто у застройщиков проект на девятиэтажный дом, а хотят построить на несколько этажей больше и пытаются это сделать, хотя на другую этажность уже другие требования по инфраструктуре, коммуникациям и так далее. Как этот вопрос урегулирован?

— До 10 июня 2017 года такое могли попытаться сделать, а сейчас —

нет. Сегодня есть четкий пакет документов, и если кто-то хочет

изменить технико-экономические показатели (например, этажность),

то он должен пойти в Департамент градостроительства и

архитектуры и получить новые градостроительные условия и

ограничения. Сегодня нельзя их скорректировать, нужно получить

новые. Если городская власть год назад выдала градостроительные

условия на 10 этажей, а теперь выдаст новые на 20, то это будет их

решение. И тогда с новыми градостроительными условиями

застройщик вносит изменения в проект, получает новую экспертизу

и уведомляет нас об этом. Технически это возможно. Но на сегодня это

очень сложная процедура. И я такого сейчас не наблюдаю. Наоборот,

мы видим, что некоторые компании изменяют этажность вниз. Когда

были декларации — манипуляции с этажностью происходили часто,

но сегодня, как я уже говорил, деклараций нет.

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

Продолжается процесс децентрализации градостроительных полномочий, местные общины могут создавать собственные органы архитектурно-строительного контроля и проверять строительство на своей территории. Насколько этот процесс эффективен? Какие результаты?

— На сегодняшний день в Украине есть 100 новосозданных органов государственного архитектурно-строительного контроля, которым мы передали полномочия. Это почти все областные центры, кроме Полтавы, Запорожья и Хмельницкого, все города численностью более 50 тыс. жителей, а также несколько меньших городов. Но назначают руководителей городские головы, то есть горсовет решает, что им такой орган нужен, и создает его, а городской голова назначает руководителя. Мы только проверяем, соответствует ли он квалификационным требованиям. Если соответствует, даем добро. Но мы не влияем на само решение о его назначении.

То есть никто с вами отдельно не советуется по той или иной кандидатуре?

— Если городской голова нам подает такую кандидатуру, то, наверное, он за нее и должен отвечать. На сегодняшний день этот закон прописан так, как его видели в 2014 году. Время идет, и мы видим недостатки и неурегулированные вопросы. Практика показал: нужно больше контроля над этими новообразованными органами. Если из 100 примерно 80 работают действительно как слаженный механизм, то к работе 20 органов есть вопросы. То есть пока мы делаем все, чтобы ускорить выдачу разрешительной документации, чтобы выполнялись государственные строительные нормы, некоторые новосозданные органы делают наоборот — по пять раз необоснованно отказывают, дают разрешения на строительство многоэтажек на частных земельных участках и так далее.

Все эти факты есть в открытом доступе, и сегодня актуально принятие

законопроекта №7266/1, он сейчас в парламенте. И мы будем

обращаться к депутатам, чтобы его в ближайшее время приняли,

потому что контроль над местными органами архстройконтроля

слабый. Мы можем выйти проверить, зафиксировать все нарушения,

а что дальше? Мы не имеем права ни уволить руководителя, ни

забрать назад полномочия. Сейчас есть несколько общин, которые

хотят отдать нам назад полномочия архитектурно-строительного

контроля, они не видят необходимости в этих функциях, но нет

механизма, как это сделать.

Но реформа децентрализации действительно важна и необходима,

потому что направлена на улучшение градостроительной

деятельности. Когда городская власть замыкает на себе весь цикл —

выдачу земельного участка, градостроительных условий и

ограничений, разрешительной документации, — то она сама

принимает решения по развитию своей территории. А когда сегодня

один дал землю, другой — градостроительные условия, непонятно,

кто выдал разрешение, то это, во-первых, останавливает все

процессы, во-вторых, создает коррупционные риски.

Но если один орган все решает, то тогда можно заплатить в одни

руки и «решить вопрос»?

— Я еще раз говорю, это зона ответственности городского головы. Я со

всеми городскими головами общаюсь и вижу: если человек

действительно хочет развивать территорию, хочет, чтобы инвесторы

заходили к ним, он сделает все, чтобы подобных случаев не было. интервью

А есть и те, которые делают наоборот. интервью

И О СТРОИТЕЛЬНОМ БУМЕ

Нельзя не заметить строительный бум в Украине, в Киеве в

частности. Что вы видите по темпам выдачи разрешений на

строительство?

Например, в США один из способов расчета темпов

развития экономики — по количеству введенных в эксплуатацию

новых зданий.

Что говорит статистика ГАСИ?

— Я точно вижу, что увеличилась выдача разрешительных

документов. Увеличилось и количество квадратных метров

строительства, если брать общий объем выданных разрешений.

по материалам сайта 

Автор: Юридическая помощь, защита

Юридическая помощь, юридическая защита по делам о преступлении против жизни и здоровья личности: по делам о преступлении против собственности; по делам о преступлении в сфере незаконного оборота наркотических веществ и пр. Юридические онсультации бесплатно и не ограничено во времени. Составление и подача процессуальных документов любой сложности в суды всех инстанций от суда первой инстанции, до суда апелляционной и кассационной инстанции. ВСУ, ЕСПЧ. Представительство интересов в суде, прокуратуре, полиции. Юридическая консультация адвоката, юриста в гражданско правовых и уголовно правовых правоотноршениях