Открытие досудебного расследования

Юридическая помощь, юридическая защита профессионального адвоката по делам о преступлении против собственности, против жизни и здоровья личности, в сфере обращения наркотических веществ и пр… Осуществляем защиту потерпевших.Консультация бесплатно.Звоните сейчас.

Открытие досудебного расследования

Открытие досудебного расследованияОткрытие досудебного расследования, в том числе и безосновательного.

Когда-то древнегреческий математик Архимед сказал известную фразу: «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю!».

В наши дни это высказывание в искаженном виде, мог бы стать девизом некоторых «ретивых» представителей правоохранительных органов:

«Дайте нам вдоволь полномочий, и мы заблокируем ваш бизнес!».

Многие предприниматели на собственной шкуре ощутили, какой серьезной проблемой для Украины стало злоупотребление правоохранителями своим

правом действовать по собственному усмотрению при принятии того или иного решения, при этом оставаясь, якобы, в рамках правового поля.

Используя несовершенство украинского законодательства и свои дискреционные полномочия, нечистые на руку правоохранители сознательно загоняют предпринимателей в тупик.

Безосновательные открытие досудебных расследований уголовных производств, искусственное затягивание сроков судебного разбирательства,

аресты имущества, счетов и корпоративных прав заставляют бизнес договариваться с силовиками и как-то «решать вопрос».

Это – явная коррупционная составляющая, которую необходимо как можно быстрее убрать.

Сегодня совет бизнес-омбудсмена как институт досудебного реагирования, который призван защитить интересы бизнеса в постоянно непростых

отношениях с государственными органами, реагируя на индивидуальные жалобы небезуспешно решает точечные проблемы предпринимателей.

У нас есть набор положительных прецедентов, когда нам удалось восстановить справедливость и помочь бизнесу отстоять свои права.

Но в идеале система должна работать совсем по-другому – без постоянного вмешательства извне, без «стимулирующего кнута и пряника».

Следовательно, по нашему мнению, для достижения этой цели необходимо,

кроме всего прочего, вносить некоторые изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины.

Недавно совет бизнес-омбудсмена подготовил системный отчет

«Злоупотребление полномочиями со стороны правоохранительных органов в их отношениях с бизнесом».

Масштабность этой проблемы подтверждается значительным количеством жалоб от предпринимателей, полученных нашим институтом с конца мая 2015 года – времени, когда совет бизнес-омбудсмена начала свою работу.

Так, по состоянию на 1 февраля 2016 года из 621-ой полученной нами жалобы — 112 (или 18% от всех обращений) содержат претензии относительно

различных злоупотреблений со стороны органов досудебного расследования и органов прокуратуры.

Наиболее типичные виды злоупотреблений:

Основываясь на нашем практическом опыте, мы выделили наиболее типичные виды злоупотреблений:

  • Безосновательный начало досудебного расследования уголовных производств;
  • Необоснованные отказы в открытии уголовных производств;
  • Неэффективность (затягивание) досудебного расследования;
  • Нарушения, которые совершаются на стадии досудебного расследования.
Перечень конкретных рекомендаций, направленных на минимизацию распространения злоупотреблений

Проанализировав эти виды нарушений на основе кейсов, которые Совет бизнес-омбудсмена рассматривала на практике, мы подготовили перечень

конкретных рекомендаций, направленных на минимизацию распространения таких злоупотреблений в будущем. открытие досудебного расследования

Вот только некоторые из них:

  1. Запретить уголовное преследование лица за уклонение от уплаты налогов до окончательного согласования налоговых обязательств в административном и/или судебном порядке (в случае обращения налогоплательщика в суд, с даты вступления в законную силу решения суда). открытие досудебного расследования
  2. Повысить пороговый размер фактического не поступления в бюджет налогов, сборов, единого социального взноса, начиная с которого деяние считалось бы уголовным правонарушением. открытие досудебного расследования
  3. Установив обязанность следователя/прокурора, сообщить заявителю о получении заявления/сообщения о совершенном уголовном правонарушении и внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР) и начало досудебного расследования по такому заявлению/сообщению. открытие досудебного расследования
  4. Внести изменения в УПК Украины относительно определения максимальных сроков досудебного расследования уголовных производств до сообщения лицу о подозрении. Такие сроки могут быть продлены прокурором высшего уровня. открытие досудебного расследования
  5. Предоставить лицам, уполномоченным осуществлять организационно-распорядительные функции от имени предприятия (например, генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер, член правления акционерного общества) и относительно которых проводятся различные следственные действия, отдельные процессуальные права из тех, которые предусмотрены для лиц, которым сообщено о подозрении. открытие досудебного расследования
  6. Срок временного доступа к оригиналам документов, которые не содержат в себе следов преступления, ограничить 3-мя месяцами. С целью избежания использования изъятия подлинников документов во время временного доступа как средства давления на бизнес, важно, чтобы срок временного изъятия оригиналов документов не был напрямую связан со сроком предварительного расследования. открытие досудебного расследования
  7. Ввести специальную процедуру извлечения цифровых данных, которая, среди прочего, не будет предусматривать изъятие компьютерного оборудования и позволит избежать остановки работы предприятий путем изъятия серверов. открытие досудебного расследования
  8. Рассмотреть возможность внесения изменений в УПК Украины относительно обязательного видеозаписи такого следственного действия как обыск. При этом следует, очевидно, предусмотреть, что только те доказательства, которые были собраны во время такого видео-фиксации обыска, могут быть признаны допустимыми. открытие досудебного расследования
  9. Внести изменения в УПК Украины с тем, чтобы обязать прокурора в течение суток с момента изъятия следователем вещей и документов проверять законность такого изъятия и о результатах письменно информировать лицо, имущество которого было изъято. открытие досудебного расследования

Открытие досудебного расследования

Внесение изменений в Уголовный кодекс Украины и Уголовный процессуальный кодекс Украины

Наши рекомендации предусматривают внесение изменений в Уголовный кодекс Украины и Уголовный процессуальный кодекс Украины. открытие досудебного расследования

Поэтому мы призвали Кабинет министров в кратчайшие сроки инициировать создание экспертной группы, которой было бы поручено обсудить и разработать соответствующие изменения в законодательство. открытие досудебного расследования

Для обеспечения эффективной работы предлагаем, чтобы, кроме КМУ и совета бизнес-омбудсмена, в состав такой экспертной группы вошли

представители Верховной рады, Администрации президента, а также представители судебной ветви власти и правоохранительных органов. открытие досудебного расследования

Надеемся, что продолжение следует…

Уголовный процессуальный кодекс Украины — Президент подписал закон об изменениях.

Составление и подача процессуальных документов любой сложности в суды Украины. Консультации по правовым вопросам бесплатно и не ограничено во времени. Звоните сейчас.

Уголовный процессуальный кодекс Украины

Уголовный процессуальный кодекс УкраиныУголовный процессуальный кодекс Украины. Президент Петр Порошенко подписал Закон No 613-VIII «О внесении изменений в статью 247 Уголовного процессуального кодекса Украины». Уголовный процессуальный кодекс Украины подвергается прогрессивным изменениям.

Указанная статья УПК дополняется второй частью, которая позволяет рассматривать ходатайство о разрешении на проведение негласной следственной (розыскной) деятельности за пределами территориальной юрисдикции органа досудебного расследования, который осуществляет досудебное расследование в случае, если такое ходатайство будет касаться судьи, работника суда или работника правоохранительного органа и/или относительно помещения суда или правоохранительных органов.

Таким образом обеспечиваются законодательные основы для обеспечения беспристрастного досудебного расследования, гарантированное вынесение законных решений независимым беспристрастным судом при проведении негласных следственных (розыскных) действий в отношении граждан указанных категорий. Кроме того, указанные изменения должны предотвратят утечку информации о вынесении постановления о проведении досудебного расследования, что будет способствовать более эффективному выполнению задач уголовного судопроизводства, установленных статьей 2 УПК Украины.

Уголовный процессуальный кодекс УкраиныЗакон также позволит исключить действия и потенциально опасные для целей досудебного расследования бытовые, личные, дружеские и другие социальные контакты между следователями судьями апелляционных судов и судьями, работниками суда и правоохранительных органов, в отношении которых рассматривается ходатайство о проведении негласных следственных (розыскных) действий, при которых применения указанной нормы становится неэффективным. Уголовный процессуальный кодекс Украины.

Инф. официального сайта Президента Украины.


ГЛАВА 1

УГОЛОВНОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УКРАИНЫ

И СФЕРА ДЕЙСТВИЯ

1. Уголовное производство это досудебное расследование и судебное разбирательство, процессуальные действия в связи с совершением деяния, предусмотренного законом Украины об уголовной ответственности (п. 10 ст. 3 УПК). Согласно ст. 1 ЗУ «О государственной границе» по территории Украины суша, воды, недра, воздушное пространство, ограниченные линией и вертикальной поверхностью, проходящая по этой линии, и является государственной границей Украины.

2. Уголовное процессуальное законодательство Украины это совокупность правовых норм, регулирующих порядок уголовного производства и направлены на обеспечение выполнения задач уголовного судопроизводства. К источникам уголовного процессуального законодательства Украины относятся:

1) Конституция Украины, которая имеет наивысшую юридическую силу, а ее нормы являются нормами прямого действия. Конституция Украины устанавливает концептуальные положения уголовного производства, закрепляет его принципы, определяет приоритетные группы общественных отношений, подлежащих правовой защите и охране со стороны государства;

2) Уголовный процессуальный кодекс Украины систематизированный свод уголовных процессуальных норм, регулирующих порядок досудебного расследования и судебного производства. В случаях, когда положения УПК не регулируют или неоднозначно регулирующих вопросы уголовного производства, применяются общие принципы такого производства, определены ч. 1 ст. 7 УПК (ч. 6 ст. 9 УПК);

3) другие законы Украины («О судоустройстве и статусе судей», «О прокуратуре», «О судебной экспертизе», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О милиции», «Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве »и др.). Согласно ч. 3 ст. 9 УПК, законы, положения которых касаются уголовного производства, должны соответствовать КПК. При осуществлении такого производства не может применяться закон, который противоречит УПК;

4) международные договоры по вопросам правовой помощи в уголовных процессах, участником которых является Украина, согласие на обязательность

которых дано Верховной Радой Украины (Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам Закон о ратификации от 16 января 1998 г.; Уголовный процессуальный кодекс Украины.

Европейская конвенция о передаче производства по уголовным делам Закон о присоединении от 22 сентября 1995 года; Европейская конвенция о выдаче

Закон о ратификации от 16 января 1998 г.; Конвенция о передаче осужденных лиц Закон о присоединении от 22 сентября 1995 г.; Европейская конвенция о

международной действительности уголовных приговоров Закон о ратификации от 26 сентября 2002 г.; Конвенция об отмывании, поиске, аресте

и конфискации доходов, полученных преступным путем Закон о ратификации от 17 декабря 1997 г.; договор между Украиной и Соединенными Штатами

Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам Закон о ратификации от 10 февраля 2000 г. и др.). В случае если нормы УПК

противоречат международному договору, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, применяются положения международного

договора Украины (ч. 4 ст. 9 УПК). Уголовный процессуальный кодекс Украины.

Для применения уголовного процессуального законодательства важное значение имеют решения КСУ, которыми признаются не соответствующими

Конституции Украины (неконституционными) полностью или в отдельной части, законы, регламентирующие порядок деятельности органов досудебного

расследования, прокурора, суда. В решениях КСУ также дается официальное толкование отдельных норм, регулирующих уголовное процессуальную

деятельность. Уголовный процессуальный кодекс Украины.

В связи с членством Украины в Совете Европы урегулирован вопрос о значении решений ЕСПЧ для уголовного процессуальной деятельности. Уголовный процессуальный кодекс Украины.

Согласно ст. 46 «Обязательная сила и исполнение» разд. II «Европейский суд по правам человека» Конвенции о защите прав человека и основных свобод,

государства, которые ратифицируют Конвенцию, обязаны «исполнять окончательные постановления Суда по любому делу, в которых они являются

сторонами». В статье 17 ЗУ от 23 февраля 2006 г. «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» указано, что

суды применяют при рассмотрении дел Конвенцию и практику Суда как источник права. В части 5 ст. 9 УПК указано, что уголовное процессуальное

законодательство применяется с учетом практики ЕСПЧ. Уголовный процессуальный кодекс Украины.