Судебный сбор может стать рейдерским инструментом

Юридическая помощь, юридическая защита, юридическая консультация.Адвокаты

Судебный сбор определяет доступ к правосудию?

судебный сборСудебный сбор: Повышение ставок судебного сбора ощутимо усложнило доступ украинцев к правосудию. Больше других пострадали юридические лица, которым убрали верхнюю планку сбора для имущественных споров (была на уровне 4-5 минимальных зарплат).

коллектив адвокатов и юристовТеперь за возможность отстоять свою позицию в конфликтах с теми же налоговиками из-за неправомерных или завышенных начислений предприниматели платят немалые деньги. А те, у кого этих денег нет, — вовсе отрезаны от правосудия.

Государство рассчитывает таким образом увеличить налоговые поступления, надеясь, что многие предпочтут заплатить в бюджет, чем тратить много денег на суд без гарантированного успеха. По словам экспертов, сейчас цена вопроса для государства здесь может составлять 1,5 млрд грн.

Однако власти практически не говорят публично о том, какими могут быть финансовые и экономические последствия такой политики для бизнеса, особенно малого и среднего, который обеспечивает львиную долю рабочих мест в стране.

Часть 1 О повышении судебного сбора

Своим мнением на этот счет с Hubs.ua поделился научный консультант, заместитель начальника отдела обеспечения работы председателя и заместителей председателя Высшего административного суда Украины Антон Поляничко.

С 1 сентября 2015 года в Украине повысились ставки судебного сбора для имущественных исков в административном судопроизводстве. Раньше он составлял 2% от имущественных требований, но не больше 4 минимальных зарплат. Сейчас же в законодательстве появилась формулировка — «1,5% от цены иска», а верхняя граница платежа исчезла.

В украинской судебной практике иски, в которых налогоплательщики оспаривают размер налоговых начислений, относят к имущественным спорам. Поэтому предприниматели, которые хотят оспорить требования налоговиков, но не в состоянии заплатить большой судебный сбор, теперь могут остаться практически отрезанным от правосудия. Ведь зачастую 1,5% от тех сумм, которые требуют от бизнеса налоговики, несоизмеримо больше чем 4 или даже 100 минимальных зарплат.

Такие перемены спровоцировали волну жалоб от налогоплательщиков, для которых ставка в 1,5% слишком велика. Когда судья административного суда указывает сумму сбора, которая оказывается слишком большой, они жалуются на судей в Высшую аттестационную комиссию и другие органы, пытаясь доказать, что их претензии к налоговым начислениям — это споры неимущественного характера, по которым размер судебного сбора составляет 1 минимальную зарплату.

При этом на ставки жалуются не только по поводу свежих исков, но и старых, поскольку налогоплательщики и раньше считали, что мы не вполне обоснованно признаем налоговые споры имущественными и берем с них повышенный судебный сбор.

Практика отнесения налоговых споров к имущественным в Украине сложилась уже давно. Когда она только начиналась, бизнес довольно много жаловался, но со временем страсти поутихли, и люди смирились. Но теперь, после резкого повышения ставок, правосудие значительно подорожало. И многих это, естественно, не устраивает.

И Высший административный суд Украины, и Верховный суд Украины уже давно высказались по поводу того, что налоговые споры следует относить к имущественным, хотя в украинском законодательстве нет четкого определения на этот счет. Европейский суд также не раз высказывался о том, что налоговые споры связаны с владением имуществом. Там налоговые правоотношения рассматривают как защиту прав на мирное владение имуществом. Требования по такому иску защищают имущество налогоплательщика от противоправных посягательств со стороны государства. Следовательно, есть имущественный интерес.

Поэтому, хоть для украинского правового поля вопрос о характере налоговых споров и остается дискуссионным, суды не стремятся отступать от существующей практики. Тем более, если вдруг признают налоговые споры неимущественными, налогоплательщики, уплатившие ранее большой судебный сбор как для имущественного иска, могут потребовать, чтобы им вернули часть этих денег. И общая сумма таких выплат, учитывая большое количество исков, окажется просто громадной.

Особенности

С другой стороны, изменяя ставку судебного сбора для имущественных исков в административном судопроизводстве, законодатель внес в Закон «О судебном сборе» формулировку, которой нет в Кодексе административного судопроизводства Украины.

Теперь ставка судебного сбора почему-то должна рассчитываться от «цены иска», а не от размера имущественных требований, как раньше. Но у нас в административном судопроизводстве нет понятия «цены иска», оно есть лишь в гражданском судопроизводстве.

Из-за этого непонятно, какую же на самом деле базу устанавливает закон для расчета судебного сбора в налоговых спорах? И окончательной позиции по этому вопросу у Верховного суда Украины пока что нет.

В то же время важно понимать, что в налоговых спорах вопрос судебного сбора всегда влияет на права и возможности обеих сторон — как бизнеса, так и налоговиков. Например, сейчас хотят, чтобы «налоговая» платила судебный сбор за представление о взыскании налогового долга по упрощенной процедуре (сейчас судебный сбор здесь не предусмотрен — Ред.). Казалось бы, для налогоплательщиков это очень хорошо, потому что у налоговиков может не оказаться денег для уплаты этого сбора, значит, они не смогут взыскать долг. А если «налоговая» все-таки найдет деньги и налогоплательщик проиграет в суде? Тогда бизнесмен должен будет заплатить 110% от затрат, которые понес контролирующий орган.

Поэтому, на наш взгляд, вопрос со ставкой судебного сбора для налоговых споров надо решить именно на уровне закона. Высший административный суд в свое время предлагал установить отдельные ставки для налоговых споров, не привязываясь к сумме, которая указана в уведомлении-решении Государственной фискальной службы.

При этом, на наш взгляд, обязательно надо установить верхнюю границу платежа. Потому что именно ее отсутствие главным образом нарушает права налогоплательщика, ведь без этого ограничения многим правосудие может оказаться просто не по карману.

Тем не менее, сегодня законодатель ставит перед собой цель намеренно уменьшить количество налоговых споров. Это стремление исходит из посылок, которые содержатся в рекомендациях международных кредиторов Украины. Там четко указано, что один из путей уменьшения количества налоговых споров – увеличение судебного сбора. Именно поэтому в мае Верховная Рада повысила его ставки.

Кредиторы прекрасно знают, что в Украине сейчас идут суды по уплате налогов на сумму около 100 млрд грн. Поэтому они говорят нам: «У вас 100 млрд находятся в судах, а налогов по спорным делам вы собрали только 9 млрд? А где остальные? Судитесь? Нет, так не годится. Надо собрать как можно больше!»

Более того, вполне возможно, что в сфере налоговых споров нам предстоят изменения, по сравнению с которыми повышенная ставка судебного сбора может показаться мелочью. В частности, наши кредиторы привели развернутый анализ того, как налоговые споры рассматриваются в странах ЕС. Оказывается, европейские налогоплательщики сначала выполняют требования налоговиков, платят все, что они насчитали, а потом идут в суд. Или же платят не все, а определенную часть. В Украине же налогоплательщик обязан уплатить спорные налоги лишь после того, как получит решение суда о том, что все эти начисления законны.

Часть 2

Но что же нам предлагают изменить в Украине? Заставить налогоплательщиков выплачивать 30% от начисленного, если они хотят оспорить размер налоговых начислений в административном порядке, и 50% – если налогоплательщик хочет обратиться в суд. Если такое случится, то все разговоры о судебном сборе уже станут неактуальными. Насчитали 1 млрд грн? Ищите 500 млн грн только для того, чтобы получить право обратиться в суд! Если у вас таких денег нет, то и в суд пойти вы не можете. Выходит, что чем больше налоговые начисления – тем меньше доступ к правосудию.

Представители международных кредиторов говорят об этом вполне осознанно, они настаивают, что Украина должна собирать как можно больше из того, что начисляет налоговая, и как можно быстрее.

В странах ЕС такие вещи вполне уместны, поскольку там у налогоплательщиков есть дешевые кредитные ресурсы, а вернуть деньги, уплаченные в госбюджет, очень легко, если для этого есть все основания. В украинских же условиях такие требования не что иное как рейдерский механизм! В Европе давно нет рейдерства, а в Украине все еще есть. И рейдеры не преминут воспользоваться возможностями, которые им предоставит такой порядок улаживания налоговых споров.

В Украине пока что не завершилось первичное накопление капиталов, не было налоговой амнистии. Все прячут не только деньги, но и все, что только можно спрятать. Поэтому мы не можем прямо сейчас вводить правила, которые работают исключительно в цивилизованном обществе.

Когда мы общались с представителями международных кредиторов, они спрашивали: «Вот, если все решения (о начислении налоговых выплат — Ред.), которые выносит налоговая, являются законными, будет ли хорошо, если налогоплательщику станет сложно их оспорить?» Что тут можно ответить? Если все решения законные, это, конечно же, хорошо. Мы пытались объяснить, что в Украине далеко не все решения налоговиков законные, однако нас сразу же прерывали: «Нет, вот если все решения будут законными?» Однако это вовсе не та реальность, которая сегодня есть в Украине.

Сейчас во власти никто не хочет предпринимать каких-либо радикальных шагов относительно налоговых споров и судебного сбора для них. Но если этот вопрос поднимет общественность и станет активно продвигать возможные пути решения, то ситуацию можно исправить.

http://hubs.ua/

Судебный сбор в изменениях — пленум ВССУ

Ведение дел в суде гражданско-правового характера. Адвокатские услуги. Юридическая помощь, юридическая защита. Юридическая консультация. составление и подача процессуальных документов.

Судебный сбор в изменениях

Судебный сбор в изменениях

Судебный сбор в изменениях. Постановление Пленума о применении судами законодательства о судебных расходах по гражданским делам приведено в соответствие с действующим законодательством.

Судебный сбор в измененияхПленум Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел постановлением от 25 сентября 2015 года № 10 изменил постановление о применении судами законодательства о судебных расходах по гражданским делам.

Установлено, что в случае, если иск не имущественного характера подается одновременно несколькими истцами к одному или нескольким ответчикам, судебный сбор уплачивается каждым истцом отдельным платежным документом в размерах, установленных в соответствии со ст. 4 Закона «О судебном сборе» за подачу иска не имущественного характера.

Также разъясняется, что размеры ставок судебного сбора определяются с учетом размера минимальной заработной платы, установленного законом на 1 января календарного года, в котором соответствующее исковое заявление, иное заявление и жалоба поданы в суд.

Это касается, в частности, и случаев, когда заявление об обеспечении иска или доказательств, апелляционная или кассационная жалоба подаются позже. При этом ставки судебного сбора также определяются размером минимальной заработной платы, установленной в году, когда исковое заявление, другое заявление и жалоба была подана в суд.

Если исковое заявление судом оставлено без рассмотрения по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 207 Гражданского процессуального кодекса Украины, а истец в соответствии с частью второй настоящей статьи снова обратился в суд с таким же иском, то судебный сбор платится на общих основаниях.

Также предусмотрено, что судебный сбор за подачу апелляционной и кассационной жалобы на решение суда уплачивается в определенном размере исходя из ставки судебного сбора, подлежащей уплате при подаче искового заявления, другого заявления и жалобы независимо от оспариваемой суммы.

Судебный сбор в измененияхВ новой редакции изложен пункт 23 постановления. Разъясняется, что подпунктом 9 пункта 1 части второй статьи 4 Закона «О судебном сборе» определен размер ставки сбора за подачу апелляционной и кассационной жалобы на определение суда, заявления о присоединении к апелляционной или кассационной жалобы на решение суда в зависимости от того, осуществляются такие действия юридическим лицом (физическим лицом — предпринимателем) или физическим лицом.

Это касается подачи апелляционных и кассационных жалоб, заявлений о присоединении к ним на любые решения суда, которые подлежат обжалованию независимо от того, предусмотрено Законом «О судебном сборе» взимание судебного сбора за подачу тех заявлений, по результатам рассмотрения которых выносятся соответствующие постановления, однако с учетом разъяснений, предоставленных в пункте 6 этого постановления.

Разъясняется, как суд проверяет зачисление сбора в специальный фонд Государственного бюджета. Суд должен проверить, чтобы платежное поручение на безналичное перечисление судебного сбора, квитанция учреждения банка о принятии платежа наличными, которые прилагаются к исковому заявлению (заявлению, жалобе), содержали сведения о том, за какое именно исковое заявление (заявление, жалобу, действие) уплачивается судебный сбор.

При этом, например, платежное поручение должно быть подписано ответственным исполнителем банка и скреплено печатью учреждения банка с отметкой о дате поступления и дате выполнения платежного поручения.

Поскольку законодательством не установлено определенного порядка проставления на расчетных документах на перевод средств отметки о приеме судебного сбора в специальный фонд Государственного бюджета Украины, суды, выполняя приведенные выше требования закона, должны проверять такое зачисление, используя способы, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом, в частности в случае необходимости получать такую информацию из Государственной казначейской службы Украины, которая обеспечивает казначейское обслуживание этого фонда.

Вопрос о возврате уплаченной суммы судебного сбора решается судом по результатам рассмотрения дела по ходатайству лица, его оплатившего, что соответствует принципу диспозитивности гражданского судопроизводства.

Уплаченная сумма судебного сбора возвращается не только в случае отказа в открытии производства по делу в суде первой инстанции, но и в случае отказа в открытии апелляционного и кассационного производства.

Новые ставки судебного сбора вступают в силу с 01.09.2015 года.

Юридическая помощь, юридическая защита. Юридическая консультация. Ведение дел в суде. Составление и подача процессуальных и иных документов правового характера. Адвокаты.

Ставки судебного сбора

ставки судебного сбораСтавки судебного сбора. Уважаемые посетители нашего сайта! Обратите внимание на изменения ставок судебного сбора которые вступают в силу с 01.09.2015 года.

Размер ставок с указанного периода повышается в 2 -3 раза. Рекомендуем обращаться в суд с учетом этих изменений.

Ставки судового сбора устанавливаются в таких размерах: ( данные приводятся на языке оригинального текста Закона, с указанием проведенных нами соответствующих вычислений ). Приводится также перечень льготных категорий, порядок и условия возврата оплаченного судебного сбора.

Обращается внимание на обязанность суда проверять зачисление денежных средств поступивших в бюджет. Это обстоятельство, очевидно, повлечет изменения в порядок оформления платежных документов.

Дополнение от 23.09.2015 года:
ставки судового збору

Найменування документа і дії, за яку справляється судовий збір, та платника судового збору

Ставка судового збору

1. За подання до суду:

1) позовної заяви майнового характеру, яка подана:

юридичною особою

1,5 відсотка ціни позову, але не менше 1 розміру мінімальної заробітної плати (1218,00 грн)

фізичною особою або фізичною особою — підприємцем

1 відсоток ціни позову, але не менше 0,4 розміру мінімальної заробітної плати та не більше 5 розмірів мінімальної заробітної плати ( 487,2 грн , 6090 грн);

2) позовної заяви немайнового характеру, яка подана:

юридичною особою або фізичною особою — підприємцем

1 розмір мінімальної заробітної плати (1218 грн)

фізичною особою

0,4 розміру мінімальної заробітної плати (487,2 грн)

3) позовної заяви:

про розірвання шлюбу

0,4 розміру мінімальної заробітної плати (487,2 грн)

про поділ майна при розірванні шлюбу

1 відсоток ціни позову, але не менше 0,4 розміру мінімальної заробітної плати та не більше 3 розмірів мінімальної заробітної плати (487,2 грн, 3654 грн )

4) заяви про видачу судового наказу; заяви у справах окремого провадження; заяви про забезпечення доказів або позову; заяви про перегляд заочного рішення; заяви про скасування рішення третейського суду; заяви про видачу виконавчого документа на примусове виконання рішення третейського суду; заяви про видачу виконавчого документа на підставі рішення іноземного суду; заяви про роз’яснення судового рішення, які подано:

юридичною особою або фізичною особою — підприємцем

0,5 розміру мінімальної заробітної плати (609 грн)

фізичною особою

0,2 розміру мінімальної заробітної плати ( 243.60 грн )

5) позовної заяви про захист честі та гідності фізичної особи, ділової репутації фізичної або юридичної особи, а саме:

позовної заяви немайнового характеру

0,4 розміру мінімальної заробітної плати ( 487,2 грн )

позовної заяви про відшкодування моральної шкоди

1,5 відсотка ціни позову, але не менше 1 розміру мінімальної заробітної плати ( 1218 )

6) апеляційної скарги на рішення суду; заяви про приєднання до апеляційної скарги на рішення суду; апеляційної скарги на судовий наказ, заяви про перегляд судового рішення у зв’язку з нововиявленими обставинами

110 відсотків ставки, що підлягала сплаті при поданні позовної заяви, іншої заяви і скарги ( 4019 грн — возможно при подачи апелляции по имущественным спорам)

7) касаційної скарги на рішення суду; заяви про приєднання до касаційної скарги на рішення суду

120 відсотків ставки, що підлягала сплаті при поданні позовної заяви, іншої заяви і скарги ( 4384.80 грн- возможно при подаче кассации по имущественным спорам )

8) заяви про перегляд судових рішень Верховним Судом України

130 відсотків ставки, що підлягала сплаті при поданні позовної заяви, іншої заяви і скарги

9) апеляційної і касаційної скарги на ухвалу суду; заяви про приєднання до апеляційної чи касаційної скарги на ухвалу суду:

юридичною особою або фізичною особою — підприємцем

1 розмір мінімальної заробітної плати ( 1218 грн )

фізичною особою

0,2 розміру мінімальної заробітної плати ( 243.60 грн )

2. За подання до господарського суду:

1) позовної заяви майнового характеру

1,5 відсотка ціни позову, але не менше 1 розміру мінімальної заробітної плати та не більше 150 розмірів мінімальної заробітної плати ( от 1218 грн — 182 700 грн )

2) позовної заяви немайнового характеру

1 розмір мінімальної заробітної плати ( 1218 грн )

3) заяви про вжиття запобіжних заходів та забезпечення позову; заяви про видачу виконавчого документа на підставі рішення іноземного суду; заяви про скасування рішення третейського суду; заяви про видачу виконавчого документа на примусове виконання рішення третейського суду; заяви про роз’яснення судового рішення

0,5 розміру мінімальної заробітної плати ( 609 грн )

4) апеляційної скарги на рішення суду; апеляційних скарг у справі про банкрутство; заяви про перегляд судового рішення у зв’язку з нововиявленими обставинами

110 відсотків ставки, що підлягала сплаті при поданні позовної заяви, іншої заяви і скарги

5) касаційної скарги на рішення суду; касаційних скарг у справі про банкрутство

120 відсотків ставки, що підлягала сплаті при поданні позовної заяви, іншої заяви і скарги

6) заяви про перегляд судових рішень Верховним Судом України

130 відсотків ставки, що підлягала сплаті при поданні позовної заяви, іншої заяви і скарги

7) апеляційної і касаційної скарги на ухвалу суду; заяви про приєднання до апеляційної чи касаційної скарги на ухвалу суду

1 розмір мінімальної заробітної плати ( 1218 грн )

8) заяви про затвердження плану санації до порушення провадження у справі про банкрутство

2 розміри мінімальної заробітної плати ( 2436 грн )

9) заяви про порушення справи про банкрутство

10 розмірів мінімальної заробітної плати ( 12180  грн )

10) заяви кредиторів, які звертаються з грошовими вимогами до боржника після оголошення про порушення справи про банкрутство, а також після повідомлення про визнання боржника банкрутом; заяви про визнання правочинів (договорів) недійсними та спростування майнових дій боржника в межах провадження у справі про банкрутство; заяви про розірвання мирової угоди, укладеної у справі про банкрутство, або визнання її недійсною

2 розміри мінімальної заробітної плати ( 2436 грн )

3. За подання до адміністративного суду:

1) адміністративного позову:

майнового характеру, який подано:

суб’єктом владних повноважень, юридичною особою

1,5 відсотка ціни позову, але не менше 1 розміру мінімальної заробітної плати ( 1218 грн )

фізичною особою або фізичною особою — підприємцем

1 відсоток ціни позову, але не менше 0,4 розміру мінімальної заробітної плати та не більше 5 розмірів мінімальної заробітної плати ( от 487.2 грн до 6090 грн )

немайнового характеру, який подано:

суб’єктом владних повноважень, юридичною особою або фізичною особою — підприємцем

1 розмір мінімальної заробітної плати ( 1218 грн )

фізичною особою

0,4 розміру мінімальної заробітної плати ( 487.2 грн )

2) апеляційної скарги на рішення суду, заяви про приєднання до апеляційної скарги на рішення суду, заяви про перегляд судового рішення у зв’язку з нововиявленими обставинами

110 відсотків ставки, що підлягала сплаті при поданні позовної заяви, іншої заяви і скарги ( 535.92 грн )

3) касаційної скарги на рішення суду, заяви про приєднання до касаційної скарги на рішення суду

120 відсотків ставки, що підлягала сплаті при поданні позовної заяви  ( 584.64 грн )

4) заяви про перегляд судового рішення Верховним Судом України

130 відсотків ставки, що підлягала сплаті при поданні позовної заяви, іншої заяви та скарги ( 633.36 грн )

5) апеляційної і касаційної скарги на ухвалу суду; заяви про приєднання до апеляційної чи касаційної скарги на ухвалу суду

1 розмір мінімальної заробітної плати ( 1218 грн )

6) заяви про забезпечення доказів або позову, заяви про видачу виконавчого документа на підставі рішення іноземного суду, заяви про зміну чи встановлення способу, порядку і строку виконання судового рішення

0,3 розміру мінімальної заробітної плати ( 365.4 грн )

4. За видачу судами документів:

1) за повторну видачу копії судового рішення

0,003 розміру мінімальної заробітної плати за кожний аркуш паперу ( 3.65 грн )

2) за видачу дубліката судового наказу та виконавчого листа

0,03 розміру мінімальної заробітної плати ( 36.5 грн )

3) за роздрукування технічного запису судового засідання

0,01 розміру мінімальної заробітної плати за кожний аркуш тексту на папері формату А4 ( 12.18 грн )

4) за видачу в електронному вигляді копії технічного запису судового засідання

0,03 розміру мінімальної заробітної плати ( 36.5 грн )

5) за виготовлення копії судового рішення у разі, якщо особа, яка не бере (не брала) участі у справі, якщо судове рішення безпосередньо стосується її прав, свобод, інтересів чи обов’язків, звертається до апарату відповідного суду з письмовою заявою про виготовлення такої копії згідно із Законом України «Про доступ до судових рішень»

0,003 розміру мінімальної заробітної плати за кожний аркуш копії ( 3.65 грн )

6) за виготовлення копій документів, долучених до справи

0,003 розміру мінімальної заробітної плати за кожний аркуш копії  (3.65 грн )

5. У разі ухвалення судом постанови про накладення адміністративного стягнення

0,2 розміру мінімальної заробітної плати  ( 234.60 грн )

«Стаття 5. Пільги щодо сплати судового збору

1. Від сплати судового збору під час розгляду справи в усіх судових інстанціях звільняються:

1) позивачі — у справах про стягнення заробітної плати та поновлення на роботі; ставки судебного сбора

2) позивачі — у справах про відшкодування шкоди, заподіяної каліцтвом або іншим ушкодженням здоров’я, а також смертю фізичної особи;ставки судебного сбора

3) позивачі — у справах про стягнення аліментів;ставки судебного сбораставки судебного сбора

4) позивачі — у справах щодо спорів, пов’язаних з виплатою компенсації, поверненням майна, або у справах щодо спорів, пов’язаних з відшкодуванням його вартості громадянам, реабілітованим відповідно до Закону України «Про реабілітацію жертв політичних репресій на Україні»;ставки судебного сбора

5) особи, які страждають на психічні розлади, та їх представники — у справах щодо спорів, пов’язаних з розглядом питань стосовно захисту прав і законних інтересів особи під час надання психіатричної допомоги;ставки судебного сбора

6) позивачі — у справах про відшкодування матеріальних збитків, завданих внаслідок вчинення кримінального правопорушення;ставки судебного сбора

7) громадяни, які у випадках, передбачених законодавством, звернулися із заявами до суду щодо захисту прав та інтересів інших осіб;ставки судебного сбора

п. 8

8) інваліди Великої Вітчизняної війни та сім’ї воїнів (партизанів), які загинули чи пропали безвісти, і прирівняні до них у встановленому порядку особи;ставки судебного сбора

9) інваліди I та II груп, законні представники дітей-інвалідів і недієздатних інвалідів;ставки судебного сбора

10) позивачі — громадяни, віднесені до 1 та 2 категорій постраждалих внаслідок Чорнобильської катастрофи;ставки судебного сбора

11) виборці — у справах про уточнення списку виборців;ставки судебного сбора

12) військовослужбовці, військовозобов’язані та резервісти, які призвані на навчальні (або перевірочні) та спеціальні збори, — у справах, пов’язаних з виконанням військового обов’язку, а також під час виконання службових обов’язків;

13) учасники бойових дій, Герої України — у справах, пов’язаних з порушенням їхніх прав;

14) позивачі — у справах у порядку, визначеному статтею 12 Закону України «Про біженців та осіб, які потребують додаткового або тимчасового захисту»;

15) фізичні особи (крім суб’єктів підприємницької діяльності) — кредитори, які звертаються з грошовими вимогами до боржника щодо виплати заборгованості із заробітної плати, зобов’язань внаслідок заподіяння шкоди життю та здоров’ю громадян, виплати авторської винагороди та аліментів, — після оголошення про порушення справи про банкрутство, а також після повідомлення про визнання боржника банкрутом»;

«У разі коли позов немайнового характеру подається одночасно кількома позивачами до одного або кількох відповідачів, судовий збір сплачується кожним позивачем окремим платіжним документом у розмірах, установлених статтею 4 цього Закону за подання позову немайнового характеру».

судовий збір повертається

1. Сплачена сума судового збору повертається за клопотанням особи, яка його сплатила за ухвалою суду в разі:

1) зменшення розміру позовних вимог або внесення судового збору в більшому розмірі, ніж встановлено законом;ставки судебного сбора

2) повернення заяви або скарги; ставки судебного сбора

3) відмови у відкритті провадження у справі в суді першої інстанції, апеляційного та касаційного провадження у справі; ставки судебного сбора

4) залишення заяви або скарги без розгляду (крім випадків, якщо такі заяви або скарги залишені без розгляду у зв’язку з повторним неприбуттям або залишенням позивачем судового засідання без поважних причин та неподання заяви про розгляд справи за його відсутності, або неподання позивачем витребуваних судом матеріалів, або за його заявою (клопотанням); ставки судебного сбора

5) закриття (припинення) провадження у справі (крім випадків, якщо провадження у справі закрито у зв’язку з відмовою позивача від позову і така відмова визнана судом), у тому числі в апеляційній та касаційній інстанціях»;ставки судебного сбора

2. Суд перед відкриттям (порушенням) провадження у справі, прийняттям до розгляду заяв (скарг) перевіряє зарахування судового збору до спеціального фонду Державного бюджету України. ставки судебного сбора

набирає чинності з 1 вересня 2015 року. ставки судебного сбора

Кассационное обжалование в административном процессе

Юридическая помощь, юридическая защита. Представительство в суде. Создание и подача процессуальных документов в суды.Консультация бесплатно. Звоните сейчас.

Кассационное обжалование в административном процессеКассационное обжалование в административном процессе

Кассационное обжалование в административном процессе. Высший административный суд Украины является судом кассационной инстанции по административным делам.

Кассация подается непосредственно в административный суд кассационной инстанции.

Кассация на судебные решения представляется в течение двадцати дней после вступления судебного решения апелляционного суда в законную силу, а в случае составления постановления в полном объеме в соответствии со статьей 160 Кодекса административного судопроизводства Украины – со дня составления постановления в полном объеме. Кассационное обжалование в административном процессе

В кассационной жалобе должны быть указаны:
  • наименование административного суда кассационной инстанции;
  • имя (наименование), почтовый адрес лица, которое подает кассацию,  лиц, участвующих в деле, а также их контакты – номера средства связи и адрес электронной почты (если таковые имеются);
  • судебные решения, которые обжалуются;
  • обоснование требований лица, которое подает кассацию, с указанием того, в чем заключается нарушение норм материального или процессуального права;
  • требования лица, которое подает жалобу в суд кассационной инстанции;
  • ходатайство лица, подающего кассационную жалобу (в случае необходимости);
  • перечень материалов, прилагаемых к кассации.
Кассационное обжалование в административном процессеКассация может содержать также ходатайство лица о рассмотрении дела с ее участием. При отсутствии такого ходатайства считается, что лицо не изъявляет желания участвовать в судебном заседании суда третьей инстанции.

Приложения к кассационной жалобе

 К кассационной жалобе прилагается документ об уплате суммы судебного сбора, а также копии жалобы в соответствии с количеством лиц-участников в деле, и копии решений судов первой и апелляционной инстанций. Кассационное обжалование в административном процессе
Предварительное рассмотрение дела должно проводиться в течение пяти дней после составления доклада судьей-докладчиком без уведомления лиц, участвующих в деле. Кассационное обжалование в административном процессе
В процессе предварительного судебного заседания судья-докладчик излагает коллегии судей обстоятельства, необходимые для принятия судебного решения кассационным судом.

Третья инстанция вправе отклонить кассационную жалобу и оставить решение без изменений, если основания для отмены судебного решения отсутствуют.

Кассационный суд отменяет судебное решение при наличии оснований, которые влекут за собой обязательную отмену судебного решения.

Суд кассационной инстанции определяет дело для рассмотрения в судебном заседании при отсутствии оснований, установленных в части третьей или четвертой настоящей статьи.
Дело назначается к рассмотрению в судебном заседании, если хоть один судья из судейского состава пришел к такому выводу. О назначении дела к рассмотрению в судебном заседании выносится соответствующее определение, которое подписывает весь состав суда.Кассационное обжалование в административном процессе
Кассационный суд может рассмотреть дело в порядке письменного производства при наличии в деле соответствующих материалов в случае:
  • отсутствия ходатайств всех лиц-участников дела о рассмотрении дела с их участием;
  • неявки на судебное заседание одного из лиц-участников  дела, хотя они были предварительно уведомлены о дате, времени и месте судебного заседания.

Если дело рассматривалось в порядке письменного производства по имеющимся в деле материалам, то копия постановления или определения кассационного суда направляется лицам, участвующим в деле, в течение трех дней с момента подписания постановления или определения суда кассационной инстанции. Кассационное обжалование в административном процессе

Права суда кассационной инстанции

По итогам рассмотрения  жалобы суд кассационной инстанции имеет право:

  • оставлять кассацию без удовлетворения, а судебные решения – без изменений;
  • изменять судебное решение суда апелляционной инстанции, отменив судебное решение суда первой инстанции;
  • изменять судебное решение суда апелляционной инстанции, оставив решение суда первой инстанции без изменений;
  • изменять судебное решение суда первой инстанции, отменив судебное решение суда апелляционной инстанции;
  • отменять судебное решение суда апелляционной инстанции и оставить в силе судебное решение суда первой инстанции;
  • отменять судебные решения судов первой и апелляционной инстанций и направлять дело на новое рассмотрение или для продолжения рассмотрения;
  • отменять судебные решения судов первой и апелляционной инстанций и оставлять исковое заявление без его рассмотрения или же прекращать производство;
  • признавать судебные решения судов первой и апелляционной инстанций утратившими законную силу, и закрывать производство; Кассационное обжалование в административном процессе
  • отменять судебные решения судов первой и апелляционной инстанций и принимать новое судебное решение. Кассационное обжалование в административном процессе

По окончании кассационного производства административное дело передается в административный суд первой инстанции не позднее чем в семидневный срок, если иное не вытекает из решения кассационным судом. Кассационное обжалование в административном процессе

В случае принятия постановления или определения суда кассационной инстанции в порядке письменного производства дело возвращается в административный суд первой инстанции сразу после того, как постановление суда кассационной инстанции вступает в законную силу. Кассационное обжалование в административном процессе

Кассационное обжалование в хозяйственном суде

Кассационное обжалование в уголовном процессе

Кассационное обжалование в гражданском процессе

Кассационное обжалование в хозяйственном суде

Юридическая помощь, юридическая защита, юридические услуги. Профессиональные адвокаты. Представительство в суде. Юридические консультации бесплатно. Звоните сейчас.

Кассационное обжалование в хозяйственном суде

Кассационное обжалование в хозяйственном суде

Кассационное обжалование в хозяйственном суде, судом кассационной инстанции является Высший хозяйственный суд Украины.

Адвокаты: юридическая помощь и защита

Кассация подается в Высший хозяйственный суд Украины через апелляционный хозяйственный суд, который принял обжалованное решение или постановление.

Кассация может быть представлена в течение двадцати дней со дня вступления в законную силу судебного решения апелляционного хозяйственного суда.

Третья инстанция выносит определение о возвращении кассационной жалобы в случаях, если она представлена по истечении сроков, определенных настоящей статей;

и суд по заявлению лица, которое его подало, не находит оснований для возобновления срока, и независимо от особенностей причин пропуска этого срока

– в случае, если жалобу подает прокурор, орган государственной власти, орган местного самоуправления по истечении одного года с момента вступления оспариваемого судебного решения в законную силу.

Кассационная жалоба подается в письменной форме и должна содержать:

  •  наименование кассационной инстанции;
  • наименование апелляционного хозяйственного суда, постановление на которое подается жалоба, номер дела и дату принятия постановления;
  • наименование лица, которое подает кассацию, и другой стороны (сторон) в деле;
  • требования лица, которое подает жалобу, с указанием сути нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права;
  • перечень прилагаемых к жалобе документов.

Кассация  не предусматривает наличия в документах ссылок на недоказанность обстоятельств дела.

Кассация подписывается лицом, которое непосредственно подает жалобу, или же его уполномоченным представителем.

К жалобе прилагаются доказательства уплаты суммы судебного сбора и отправки копии жалобы другой стороне по делу.

Право кассационного суда

Кассационный суд по итогам рассмотрения кассационной жалобы имеет право:

  • оставлять решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции без корректив, а саму кассацию – без удовлетворения; Кассационное обжалование в хозяйственном суде
  • отменять решение первой инстанции или постановление апелляционного суда полностью или частично, и принимать новое решение;Кассационное обжалование в хозяйственном суде
  • отменять решение первой инстанции или постановление апелляционного суда и передавать дело на новое рассмотрение, если в суде были допущены нарушения норм процессуального права, делающих невозможным установление фактических обстоятельств, влияющих на правильное разрешения дела. Кассационное обжалование в хозяйственном суде
  • Дело передается на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, если нарушение норм процессуального права делает невозможным установление фактических обстоятельств, влияющих на правильное разрешения дела, допущены только этим судом. В остальных случаях дело передается в суд первой инстанции; Кассационное обжалование в хозяйственном суде
  • отменять решение первой инстанции, постановление апелляционного суда  полностью или частично; прекращать производство по делу или оставлять заявление без рассмотрения полностью или частично; Кассационное обжалование в хозяйственном суде
  • изменять решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции; Кассационное обжалование в хозяйственном суде
  • оставлять в силе одно из принятых ранее решений или постановлений.Кассационное обжалование в хозяйственном суде