О внесении изменений в Земельный кодекс Украины

О внесении изменений в Земельный кодекс Украины. Предварительная юридическая консультация бесплатно. Харьков, Харьковская область.

О внесении изменений в Земельный кодекс Украины

О внесении изменений в Земельный кодекс Украины

О внесении изменений в Земельный кодекс Украины

В Верховной Раде 30 мая зарегистрировали проект Закона Украины «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины

и некоторые другие законодательные акты Украины (относительно

увеличения норм бесплатной приватизации земельных участков для ведения личного крестьянского хозяйства)» под №6524.

Необходимость разработки законопроекта обусловлена ​​тем, что существующая процедура приобретения физическими лицами прав собственности на земельные

участки для ведения личного сельского хозяйства, в порядке норм бесплатной передачи земельных участков гражданам, несовершенна и требует внесения изменений.

Согласно части 4 статьи 116 Земельного Кодекса Украины право на бесплатную приватизацию земельного участка для ведения личного сельского

хозяйства может быть использовано гражданином только один раз.

При этом площадь участка, который приватизировал гражданин, не имеет значения. Если гражданин получил в частную собственность 0.1 га для

ведения личного сельского хозяйства, он не имеет права требовать передать ему еще 1.9 га в порядке бесплатной приватизации.

В законодательстве существует только одно исключение: граждане Украины, которые реализовали свое право на бесплатную приватизацию земельного

участка для ведения личного подсобного хозяйства в размере менее 2,0 гектара, имеют право на увеличение земельного участка в пределах норм, установленных

ст. 121 Земельного кодекса Украины для ведения личного сельского хозяйства.

Большинство граждан, проживающих в сельских населенных пунктах, пользуются усадьбой, размер которой больше максимального размера участка,

который может быть приватизирован бесплатно для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений. В связи с этим

они приватизируют часть земельного участка, которая осталась для ведения личного крестьянского хозяйства.

Кроме того, в ​​небольших и средних городах Украины жители берут в обработку земельные участки для огородничества за пределами населенного пункта,

которые тоже приватизируются в порядке бесплатной приватизации для ведения личного крестьянского хозяйства.

Из вышеизложенного следует, что приватизируя земельные участки для выращивания овощных культур, для ведения личного крестьянского

хозяйства, размер которых в среднем составляет 0,4 га, граждане теряют свое право на получение земельного участка площадью до 2,0 гаО внесении изменений в Земельный кодекс Украины

ЗУ «О личном сельском хозяйстве»

В то же время, согласно статье 5 Закона Украины «О личном сельском хозяйстве», гражданам Украины, которые реализовали свое право на

бесплатную приватизацию земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в размере менее 2,0 гектара, предусмотрена возможность увеличения

земельного участка в пределах норм, установленных статьей 121 Земельного кодекса Украины для ведения личного крестьянского хозяйства. О внесении изменений в Земельный кодекс Украины

Указанная норма ограничивает права граждан, которые не воспользовались своим правом на приватизацию земельного участка для ведения личного

сельского хозяйства и предоставляет преимущества гражданам, которые ранее приватизировали земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства. О внесении изменений в Земельный кодекс Украины

Предложенный законопроект предлагает предоставить гражданам Украины, которые реализовали свое право на бесплатную

приватизацию земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства в размере менее 2,0 гектара, право на

увеличение земельного участка в пределах норм, установленных статьей 121 Земельного кодекса Украины для ведения личного крестьянского хозяйстваО внесении изменений в Земельный кодекс Украины

Юридическая консультация юриста по земельным вопросам

Верховный Суд Украины высказал свою правовую позицию  по делу №6-1755цс16 о признании недействительными приказов и свидетельства о праве собственности.

Согласно частям первой и второй статьи 116 ЗК Украины граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования

земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.

Признание недействительными приказов

В соответствии с частями первой и второй статьи 83 ЗК Украины земли, принадлежащие на праве собственности территориальным общинам сел, поселков, городов, являются коммунальной собственностью.

В коммунальной собственности находятся все земли в пределах населенных пунктов, кроме земельных участков частной и

государственной собственности; земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого

имущества коммунальной собственности независимо от места их расположения.

В государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности (статья 84 ЗК Украины).

Полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления о передаче земельных участков в собственность или пользование четко  определены статьей 122 ЗК Украины.

Признание недействительным свидетельства о собственности

Так, частью первой этой статьи предусмотрено, что сельские, поселковые, городские советы передают земельные участки в собственность или пользование

из земель коммунальной собственности соответствующих территориальных громад для всех нужд, а центральный орган исполнительной власти по вопросам

земельных ресурсов в области земельных отношений (Госземагентство) и его территориальные органы в соответствии с частью четвертой этой статьи имеет

право распоряжаться землями сельскохозяйственного назначения государственной собственности за пределами населенных пунктов.

Таким образом, из анализа приведенных норм законодательства можно сделать вывод, что земельные участки находятся в коммунальной

собственности, то есть принадлежат территориальной общине, только в случае их расположения в пределах населенного пункта, а

всеми другими землями на территории страны, расположенные за пределами населенных пунктов, распоряжаются именно органы

исполнительной власти.