Монополия адвокатов

Напомним, Венецианская комиссия высказала замечания к норме о монополии адвокатов, поскольку она представлялась чрезмерно обширной. Были рекомендованы исключения для отдельных видов споров, например, трудовых или незначительных.

Монополия адвокатов

Монополия адвокатовМонополия адвокатов — норма: на сайте Конституционной Комиссии опубликованы предложения Рабочей группы по вопросам правосудия о внесении

изменений в Конституцию.

Согласовано, в частности:

— исключение из проекта ст. 59 Конституции нормы, согласно которой для обеспечения права на защиту от обвинения и предоставления правовой помощи

при решении дел в судах и других государственных органах в Украине действует адвокатура;

— норму ст. 59 Конституции, согласно которой каждый имеет право на профессиональную правовую помощь (сейчас — «правовую помощь»);

— редакцию ст. 131-2, гласящую, что для предоставления профессиональной правовой помощи в Украине действует адвокатура. Исключительно адвокат

осуществляет представительство в суде и защиту от обвинения. Законом могут быть определены исключения относительно представительства в суде в

трудовых спорах, спорах о защите социальных прав или незначительных спорах, а также относительно представительства малолетних и несовершеннолетних лиц

и лиц, признанных недееспособными или дееспособность которых ограничена.

Монополия адвокатовТакже проект содержит норму о функционировании высших специализированных судов. Монополия адвокатов.

30 октября, Конституционная Комиссия рассмотрит предложения Рабочей группы.

Напомним, Венецианская комиссия высказала замечания к норме о монополии адвокатов, поскольку она представлялась чрезмерно обширной. Были

рекомендованы исключения для отдельных видов споров, например, трудовых или незначительных.

Судебная система

Эффективная судебная система не может существовать без эффективных смежных институтов, в частности, института адвокатуры. Монополия адвокатов.

Одним из самых критикуемых вопросов концепции реформирования адвокатуры в Украине является вопрос о введении так называемой «адвокатской монополии»

на представительство сторон в суде. Данная тема давно обсуждается как в самом адвокатском сообществе, так и в обществе в целом. Более того, идея

«адвокатской монополии» ложилась в основу многих профильных законопроектов, которые разрабатывались в последние годы. Однако, одобрение

этой позиции пришло неожиданно, да еще и не как-нибудь, а на конституционном уровне.

Так, 2 июня 2016 года Верховная Рада Украины большинством голосов поддержала во втором чтении изменения в Конституцию Украины в части

правосудия (законопроект №3524). Кроме прочего, нормы этого документа предусматривают введение ограничения на представительство в судах — т.н.

«адвокатскую монополию». Монополия адвокатов.

Имплементация закона

2 июня после принятия нового Закона о судоустройстве и статусе судей, который обеспечивает имплементацию изменений в Конституцию, Верховная Рада

приняла Закон «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)»(президентский законопроект № 3524).

За принятие Закона проголосовало 335 депутатов.

Закон меняет статус судей, порядок их назначения, ответственность, сводит судейский иммунитет к функциональному, устанавливает монополию

адвокатуры на представительство в судах, вводит институт конституционной жалобы. Кроме того, урезаются функции прокуратуры. Монополия адвокатов.

Предусмотрен переходной период для имплементации изменений. Так, представительство исключительно прокурорами или адвокатами в Верховном

Суде и судах кассационной инстанции осуществляется с 1 января 2017 года; в судах апелляционной инстанции — с 1 января 2018 года; в судах первой

инстанции —с 1 января 2019 года. Представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в судах исключительно прокурорами

или адвокатами осуществляется с 1 января 2020 года. Представительство в суде в процессах, начатых до вступления в силу Закона «О внесении изменений в

Конституцию Украины (относительно правосудия)», осуществляется по правилам, действовавшим до вступления в силу, — до принятия в

соответствующих делах окончательных судебных решений, которые не подлежат обжалованию. Монополия адвокатов.

Венецианская комиссия не одобряет

Юридическая помощь, юридическая защита, юридическая консультанция. Ведени е дел в суде, составление и подача процессуальных документов.Адвокаты.

Венецианская комиссия не одобряет —  про монополию адвокатов

Венецианская комиссия не одобряет

Венецианская комиссия

Венецианская комиссия в своем заключении по проекту изменений в Конституцию в части правосудия, утвержденному Конституционной Комиссией 4 сентября 2015 года, высказалась против введения монополии адвокатов на представительство в суде.

Венецианская комиссия считает, что норма, согласно которой только адвокат может быть представителем в суде и защищать человека от обвинения, имеет далеко идущие последствия. Фактически, это означает отсутствие возможности у человека быть представленным в суде (в любом споре) кем-то, кроме «адвоката» в понимании практикующего адвоката — члена адвокатуры (то есть, НААУ).

По мнению Комиссии эта норма является чрезмерно обширной. Поэтому рекомендованы исключения для отдельных видов споров, например, трудовых или незначительных.

Венецианская комиссияПри этом Комиссия одобряет предусмотренную изменениями в ст. 131-2 Конституции гарантию независимости адвокатуры.

Европейская комиссия за демократию через право

Венецианская комиссия, официально Европейская комиссия за демократию через право — консультативный орган по конституционному праву, созданный при Совете Европы в 1990 году. С 2002 года участвовать в работе комиссии могут и страны, не входящие в СЕ. Сессии проходят в Венеции, откуда и неофициальное название комиссии.

Организационно комиссия является «частичным открытым соглашением» в рамках СЕ. Это означает, что члены СЕ не обязаны в ней участвовать и при этом членство в ней открыто (с согласия Комитета министров СЕ) для третьих государств; комиссия имеет собственный бюджет, отдельный от бюджета СЕ. На 2016 год членами комиссии являются все 47 государств-членов Совета Европы, а также Алжир,Бразилия, Израиль, Казахстан, Республика Корея, Киргизия, Косово, Марокко, Мексика, Перу, США, Тунис и Чили; ассоциированным членом является Республика Беларусь, наблюдателями являются Аргентина, Ватикан, Канада, Уругвай, Япония; комиссия сотрудничает также с Палестинской национальной администрацией, Евросоюзом и ЮАР.

Каждая страна-участник назначает в комиссию одного эксперта (и может назначить лицо, при необходимости его заменяющее) сроком на четыре года; эксперты должны работать как независимые специалисты, а не представители государств. Как правило, комиссия в полном составе собирается на четыре сессии в году.

Основная форма работы комиссии — анализ законов и законопроектов государств-участников, затрагивающих проблемы конституционного права, в том числе стандарты выборов, права меньшинств и др. Документ может быть представлен на заключение комиссии самим заинтересованным государством, другим государством с согласия той страны, которая принимает документ, а также Парламентской ассамблеей СЕ. Заключения комиссии широко используются ПАСЕ как отражение «европейских стандартов» в области демократии. Помимо этого, комиссия публикует тематические исследования по отдельным проблемам, ведет базы данных CODICES (решения конституционных судов) и VOTA (избирательное право). По проблематике выборов комиссия тесно сотрудничает с Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ.