ВСУ исключил получение земель без торгов

Юридическая помощь, юридическая защита.Юридические консультации бесплатно и не ограничено во времени.Звоните сейчас.

Получение земель

получение земельполучение земельПолучение земель, правовая позиция ВСУ. Верховный Суд Украины пришел к выводу, что, рассматривая заявление гражданина о предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства по сути, орган исполнительной власти или местного самоуправления (а в случае переданного на рассмотрение суда спора — суд) должен дать оценку обстоятельствам и условиям, указанным в заявлении; проверить доводы заявителя, приведенные в обоснование размера земельного участка с учетом перспектив деятельности фермерского хозяйства, получение земельв т.ч. и о наличии трудовых и материальных ресурсов. Поскольку отсутствие надлежащей проверки, формальный подход к решению заявления гражданина создает предпосылки для неоправданного, искусственного использования процедуры создания фермерского хозяйства, как упрощенного, льготного порядка получения другими частными субъектами в пользование земель государственной или коммунальной собственности вне предусмотренной законом обязательной процедурой — без проведения земельных торгов.

Об этом идет речь в Постановлении Судебных палат в гражданских и административных делах ВСУ от 3 февраля 2016 года №6-2902цс15.

Такая правовая позиция членов палат обоснована тем, что при решении исковых требований о законности решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства применению подлежат правила предоставления (передачи) земельных участков для ведения фермерского хозяйства согласно ст. 7 Закона №973-IV «О фермерском хозяйстве», как специального по отношению к ст. 123 ЗК Украины.

Таким образом, по смыслу статей 1, 7, 8 Закона №973-IV заявление гражданина о предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства должно содержать комплекс предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона №973-IV условий и обстоятельств. В свою очередь, рассматривая заявление гражданина по сути, орган исполнительной власти или местного самоуправления (а в случае переданного на рассмотрение суда спора — суд) должен дать оценку обстоятельствам и условиям, указанным в заявлении; проверить доводы заявителя, приведенные в обоснование размера земельного участка с учетом перспектив деятельности фермерского хозяйства, в т.ч. и о наличии трудовых и материальных ресурсов.

По результатам указанной проверки орган государственной исполнительной власти или орган местного самоуправления должен убедиться в действительности волеизъявления заявителя, наличии у него желания создать фермерское хозяйство и способности вести хозяйство такого вида; производить товарную сельскохозяйственную продукцию, занимаясь ее переработкой и реализацией с целью получения прибыли на земельных участках, предоставленных для ведения фермерского хозяйства. В противном случае, отсутствие надлежащей проверки, формальный подход к решению заявления гражданина создает предпосылки для неоправданного, искусственного использования процедуры создания фермерского хозяйства, как упрощенного, льготного порядка получения другими частными субъектами в пользование земель государственной или коммунальной собственности вне предусмотренной законом обязательной процедурой — без проведения земельных торгов.

Судебно-юридическая газета

 

Законотворчество в Верховной Раде: изменения в Земельный Кодекс Украины

Приняла за основу законопроект о внесении изменений в Земельный кодекс в части аукционов.

Земельный КодексВерховная Рада приняла за основу проект закона №2279 «О внесение изменений в Земельный кодекс Украины относительно проведения земельных торгов», предусматривающий передачу в аренду земли государственной собственности исключительно на земельных торгах.Такое решение во вторник поддержали 266 народных депутатов.

Так, законопроектом предлагается исключить из части второй статьи 134 Земельного кодекса Украины положения, которые позволяют передавать в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности без проведения земельных торгов.

«К сожалению, действующее законодательство содержит много дыр и пробелов, которые позволяют передавать землю в аренду в обход аукционов. То есть для создания вроде фермерских хозяйств, которые потом не создаются, в результате местные бюджеты теряют огромные средства, потому что договоры аренды заключаются на большой срок и с минимальными ставками арендной платы», — сказал народный депутат, автор законопроекта Олег Кулинич в ходе пленарного заседания во вторник.

Земельный КодексКак сообщалось, аграрии выступали за принятие ряда законов в сфере агропромышленного комплекса, в частности законопроекта №2279 «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины относительно проведения земельных торгов.

Верховна Рада України ухвалила Закон «Про внесення змін до Земельного кодексу України щодо проведення земельних торгів». За відповідне рішення проголосувало 228 народних депутатів.

Законом, зокрема, встановлюється, що земельні торги проводяться відповідно до договору між організатором земельних торгів та їх виконавцем. Фінансування організації та проведення земельних торгів здійснюється організатором земельних торгів або їх виконавцем відповідно до договору, укладеного між ними, у тому числі за рахунок реєстраційних внесків учасників земельних торгів.

Витрати (видатки), здійснені організатором або виконавцем земельних торгів на їх проведення, відшкодовуються йому переможцем земельних торгів.

Також Законом скасовується дозвіл передавати в користування земельні ділянки державної та комунальної власності без проведення земельних торгів (аукціонів).

Зокрема, скасовується:

— передача земельної ділянки в оренду державним та комунальним підприємствам, бюджетним установам, вищим навчальним закладам, а також господарським товариствам, у статутному капіталі яких державна або комунальна частка акцій (часток, паїв) перевищує 60%.

— передача земельних ділянок підприємствам, установам і громадським організаціям у сфері культури і мистецтв (у тому числі національним творчим спілкам та їх членам) під творчі майстерні; передбачається скасування передачі в оренду без проведення аукціонів земельної ділянки для створення озеленених територій загального користування.

— можливість передавати в оренду без проведення аукціонів земельні ділянки державної та комунальної власності громадянам для ведення фермерського господарства, ведення особистого селянського господарства, ведення садівництва, будівництва і обслуговування житлового будинку, господарських будівель і споруд (присадибна ділянка), індивідуального дачного будівництва, будівництва індивідуальних гаражів, для сінокосіння і випасання худоби, для городництва.

При цьому в ході розгляду законопроекту в сесійній залі спікер Верховної Ради Володимир Гройсман оголосив поправку до Закону, згідно з якою проведення земельних торгів не поширюється на отримання земельних ділянок для учасників АТО під індивідуальне житлове будівництво без перепрофілювання земельної ділянки.

Источник http://ukrainepravo.com/news/ukraine/zemeln-torgi-zd-ysnyuvatimutsya-za-novimi-pravila/