ВСУ об истребование имущества

Юридическая помощь и защита по делам о преступлении против собственности, против жизни и здоровья личности, защита интересов потерпевших ( гражданский иск в уголовном деле ), свидетели. Эспертизы.

Злочини проти власності

Истребование имущества

истребование имущества

истребование имуществаИстребование имущества — форма защиты ваших прав. Верховный Суд Украины на заседании Судебной

палаты по гражданским делам 23 декабря 2015 года рассмотрел дело 6-327цс15 по иску покупателя

ряда квартир (договор купли-продажи от 15 декабря 2015 года) к ФОП (получил в собственность спорные квартиры согласно

дополнительному соглашению от 22 сентября 2009 года к договору купли-продажи от 11 сентября 2009 года), еще двум ФОП (продавшим квартиры

первому ФОП — договор признан действительным судом), ООО «Алима-Т» (приобрело имущественные права на квартиры по договору купли-продажи от

31 марта 2010 года с первым ФОП;

за ним зарегистрировано право собственности, хотя действует решение суда, которым отказано в удовлетворении его иска о признании действительным

договора купли-продажи имущественных прав и признании права собственности). В деле участвуют 12 третьих лиц. Истец просил признать

недействительным договора купли-продажи квартир и истребовать имущество.

Обращаясь в суд истец отмечал, что на основании договора купли-продажи объектов недвижимого имущества от 15 декабря 2009 года он является

собственником спорных объектов.

Этот договор никем не оспаривается, в судебном порядке он не признан недействительным. Считая, что ему учиняются препятствия в распоряжении

своей собственностью, он обратился в суд за защитой своего права, которое по его мнению нарушается ООО «Алима-Т».

Решая спор, суды пришли к выводу, что решение Хозяйственного суда Харьковской области от 27 января 2011 года, которым признано

действительным спорный договор купли-продажи, является преюдициальным, поэтому установленные им обстоятельства не подлежат доказыванию.

Однако указанное судебное решение принято в деле по иску трех ФОП (ответчиков) о признании действительным договора купли-продажи и права собственности.

Истец, а также третьи лица (в том числе и два из них, подавшие заявления в ВСУ), не принимали участия при рассмотрении этого дела.

Поэтому, ВСУ разъяснил, что, не установив действительных обстоятельств дела (в частности, кто является истинным владельцем спорных квартир),

предоставив преимущества одним доказательствам перед другими, суды пришли к преждевременному выводу об отказе в удовлетворении иска. истребование имущества.

Правовая позиция

При рассмотрении ВСУ сформировал следующую правовую позицию. истребование имущества.

Нормами гражданского законодательства предусмотрены принципы защиты права собственности. В частности, статья 387 Гражданского кодекса

предоставляет собственнику право истребовать имущество из чужого незаконного владения. Если есть основания, предусмотренные статьей 388 ГК,

которые дают право истребовать имущество у добросовестного приобретателя, защита прав лица, которое считает себя собственником имущества, возможна

путем удовлетворения виндикационного иска. истребование имущества.

Исходя из положений указанных статей, право истребовать имущество из чужого незаконного владения имеет только собственник этого

имущества. истребование имущества.

Рассматривая такие споры, судам следует установить действительного собственника имущества, для чего необходимо исследовать все

доказательства, которыми стороны обосновывают свои требования и возражения, на основе равенства прав сторон по предоставлению

доказательств и их исследования, при этом суды не должны отдавать предпочтение одним доказательствам перед другими. истребование имущества.

Автор: Юридическая помощь, защита

Юридическая помощь, юридическая защита по делам о преступлении против жизни и здоровья личности:по делам о преступлении против собственности;по делам о преступлении в сфере незаконного оборота наркотических веществ и пр.Юридические онсультации бесплатно и не ограничено во времени.Составление и подача процессуальных документов любой сложности в суды всех инстанций от суда первой инстанции, до суда апелляционной и кассационной инстанции. ВСУ, ЕСПЧ.Представительство интересов в суде, прокуратуре, полиции.Юридическая консультация адвоката, юриста в гражданско правовых и уголовно правовых правоотноршениях

ВСУ об истребование имущества: 2 комментария

  1. Виндикационный иск, виндикация (от лат. vim dicere — «объявляю о применении силы») — иск собственника об истребовании вещи из чужого незаконного владения. Иными словами, виндикационный иск — это иск собственника о признании его права собственности на вещь и о передаче ему на этом основании его вещи. Такая форма иска сложилась в римском праве.
    Согласно римскому праву собственник мог отобрать вещь назад при помощи иска о собственности (vindicatio: «ubi rem meam invenio, ibi vindico» (лат. виндикация: «где мою вещь нахожу, там ее виндицирую)) даже у добросовестного приобретателя.
    В противоположность этому, в германском обычном праве в обороте движимого имущества действовало правило «Hand muss Hand wahren» (нем. Рука за руку отвечает): только вещи, вышедшие из рук владельца против его воли (похищенные, потерянные), могли быть истребованы у всякого третьего лица, те же вещи, которые были им кому-нибудь добровольно вверены, в случае отчуждения их этим третьим лицом не могли быть истребованы у добросовестного приобретателя, а прежний собственник имел лишь право на иск об убытках к тому, кому он их вверил: «wo man seinen Glauben gelassen hat, da muss man ihn suchen» (нем. У того, кому вверено, у того и надо искать).
    Римское виндикационное правило при оживленной торговле было способно приводить к весьма серьёзным затруднениям, так как покупатель никогда не мог быть уверен в том, что не появится некоторое другое лицо, которое докажет свое право собственности на вещь и отберет ее себе. Германское же правило «Hand muss Hand wahren» устраняло подобную неуверенность. Поэтому оно получило общее распространение сначала в специальном торговом праве различных государств, а затем и в общегражданском праве.
    Правила истребования собственником своей вещи на основании виндикационного иска в гражданском праве ряда государств основаны на презумпции о том, что владелец недвижимого имущества является его собственником.
    В связи с действием такого положения, обязанность доказательства неправомерности владения вещью ответчиком ложится на истца. Владелец-ответчик от доказательства основания приобретения им владения освобожден.
    Виндикация и добросовестность ответчика
    По законодательству собственник вправе истребовать имущество у добросовестного приобретателя только в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях. Деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя.
    При истребовании имущества из чужого незаконного владения собственник вправе также потребовать от лица, которое знало или должно было знать, что его владение незаконно (недобросовестный владелец), возврата или возмещения всех доходов, которые это лицо извлекло или должно было извлечь за все время владения; от добросовестного владельца возврата или возмещения всех доходов, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности владения или получил повестку по иску собственника о возврате имущества.
    Владелец, как добросовестный, так и недобросовестный, в свою очередь вправе требовать от собственника возмещения произведенных им необходимых затрат на имущество с того времени, с которого собственнику причитаются доходы от имущества.
    Добросовестный владелец вправе оставить за собой произведенные им улучшения, если они могут быть отделены без повреждения имущества. Если такое отделение улучшений невозможно, добросовестный владелец имеет право требовать возмещения произведенных на улучшение затрат, но не свыше размера увеличения стоимости имущества.

  2. Опубликован закон об оптимизации социальных расходов
    Закон об оптимизации социальных расходов, принятый 24 декабря 2015 года Верховной Радой в пакете с государственным бюджетом и изменениями в Налоговый кодекс и подписанный президентом Петром Порошенко в тот же день, опубликован в газете «Урядовый курьер» 16 января.
    Согласно тексту опубликованного документа, в закон «Об индексации денежных доходов населения» внесены изменения, согласно которым индексация доходов населения проводится в случае, если величина индекса потребительских цен превысила порог индексации в размере 103% (до этого – 101%).
    В ряд законов внесены изменения, согласно которым на 2016 год максимальная пенсия (кроме выплат из Накопительного пенсионного фонда) ограничена в размере 10 тыс. 740 грн.
    В закон «О пенсионном обеспечении» внесены изменения, согласно которым учителя имеют право на пенсию по выслуге лет после достижения 55 лет (до этого – независимо от возраста), но предусмотрен постепенный переход к новой норме.
    В опубликованном законе также содержится норма, согласно которой еще на год продлена отмена специальных пенсий народным депутатам, чиновникам, прокурорам и судьям.
    Внесены изменения и в закон «О дошкольном образовании», согласно которым родители оплачивают питание детей в государственных и коммунальных дошкольных учреждениях в размерах, определенных органами местного самоуправления. До этого родители оплачивали не менее 60% (города) и не менее 40% (сельская местность) стоимости питания. Льготные условия оплаты питания для категорий детей, которые требуют социальной поддержки, предоставляются по решению местных властей за счет местного бюджета.
    Изменения коснулись и образования – согласно изменениям в закон «О местном самоуправлении в Украине», на местные советы ляжет обеспечение профессионально-технического образования в государственных и коммунальных общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях, высшего образования в коммунальных высших учебных заведениях.
    Закон «О банках и банковской деятельности» дополнен пунктом о том, что банки должны раскрывать содержащую банковскую тайну информацию Министерству финансов с целью проведения верификации и проверки достоверности данных, которые физлица подают для получения социальных выплат, льгот, субсидий, зарплат. Банки будут предоставлять информацию об открытых счетах, операциях и остатках на счетах.
    В законе указано, что он вступает в силу с 1 января 2016 года.
    Этим законом Рада также установила, что с 1 сентября 2016 года прекращается выплата образовательной субвенции общеобразовательным учебным заведениям (кроме начальной школы), в которых менее 25 учеников.
    В законе указано, что Кабмин до апреля 2016 года должен: расширить перечень платных услуг, которые предоставляют государственные и коммунальные учреждения образования, науки, культуры; установить экономически обоснованный размер платных услуг, которые предоставляют бюджетные учреждения; пересмотреть норматив обеспечения населения библиотеками и клубами с учетом демографической ситуации; сократить штат руководителей, администраторов, управленцев, обслуживающего персонала и водителей минимум на 10%; разработать проекты законов по реформированию системы госзаказа на подготовку специалистов.
    Закон обязывает местные власти: расширить источники финансирования учреждений культуры путем стимулирования внебюджетного финансирования; перевести ряд учреждений на самоокупаемость; сократить не менее 10% сотрудников общеобразовательных учебных заведений (кроме педагогических); реформировать систему учреждений для детей-сирот, превратив школы-интернаты в детские дома или в общеобразовательные учебные заведения; продолжить оптимизацию сети общеобразовательных учебных заведений путем сокращения минимум на 5% за счет объединения малокомплектных школ; модернизировать сеть профессионально-технических и высших учебных заведений I-II уровней аккредитации.
    Как сообщалось, Минфин разработал проект бюджета на 2016 год, который предусматривает сокращение расходов на 60 млрд грн. Глава Минфина Наталья Яресько заявила, что правительство не может сокращать социальные расходы, поэтому единственный вариант добиться снижения расходов в этой сфере – повысить их эффективность путем верификации, адресности и предоставления социальной помощи только тем, кто в ней действительно нуждается.