Программа защиты свидетеля

Юридическая помощь и защита по делам о преступлении против собственности, личности, в сфере незаконного оборота наркотический веществ и пр. Консультация бесплатно и не ограничено во времени. Профессиональные адвокаты. Представительство в суде, составление и подача процессуальных документов любой сложности.Консультация с юристом, консультация с адвокатом, консультация по телефону.Звоните сейчас.

гарантия права собственности

Программа защиты свидетеля — возможно ли это ?

Программа защиты свидетеляПрограмма защиты свидетеля. Свидетелем в судопроизводстве является лицо, которому что — либо известно о происшедшем событии ( «видел»,

«присутствовал», «слышал», в том числе, обладает информацией от других лиц).

Показания свидетелей, как правило, широко используются по делам о дорожно — транспортных происшествиях, при расследовании преступлений

против личности, по делам связанным с незаконным оборотом наркотических средств и прекурсоров, в жилищных спорах, при установлении фактов

имеющих юридическое значение и др.

статус

Процессуальный статус свидетеля возникает с момента сообщения данному лицу о том, что он вызван в судебные либо правоохранительные органы в

данном качестве, о чем составляется соответствующий протокол либо вносится запись в журнал судебного заседания.

Фиксируется место и время такого действия, а также сообщение о том, что свидетель предупрежден об ответственности в установленном порядке.

Программа защиты свидетеляУчастие свидетелей и их показания допускаются в гражданском, административном, уголовном производствах.

В хозяйственном производстве отсутствует процессуальный статус свидетеля, однако можно использовать письменные доказательства.

Порядок участия свидетеля в гражданском судопроизводстве ( ст.ст. 50 — 52 , 76, 136 ГПК Украины) предполагает обязательное заявление заинтересованной

стороны о вызове и допросе в судебном заседании конкретного гражданина, с указанием тех обстоятельств, для выяснения которых необходимо допросить

свидетеля.

процесс

Свидетелю разъясняется содержание ст.63 Конституции Украины, в соответствии с которой, лицо не несет уголовной ответственности в случае отказа от дачи показаний в отношении себя и близких лиц, круг которых определен законом.

Вначале, свидетелю, судом предоставляется возможность изложить свободные показания по существу события, затем, ему задаются вопросы участниками процесса.

Согласившись давать показания и не воспользовавшись положениями ст.63 Конституции Украины, свидетель обязан отвечать на вопросы участников

процесса даже в том случае, когда ему это не доставляет особого удовольствия ( конфликтные отношения с участниками процесса).

Аналогичные положения существуют и по делам об административных правонарушениях и в административном процессе ( ст.65 КАСУ ).

Избежать ошибок при подготовке к допросу позволяет:

— предварительное продумывание возможных вопросов и ответов на такие вопросы;

— уверенность в правдивости показаний;

— снятие негативного отношения к лицам, которые будут задавать такие вопросы.

уголовное производство

В уголовном судопроизводстве существует определенная специфика связанная с порядком вызова свидетеля на допрос, производства данного следственного

действия, что также предполагает определенную подготовку.

Действующее уголовное процессуальное законодательство Украины предусматривает, что свидетель может быть вызван повесткой либо

телефонограммой с обязательным указанием номера уголовного производства и процессуального статуса вызываемого лица. Закон предусматривает

обязанность следователя предоставить вызываемому лицу достаточное время для подготовки к явке в правоохранительные органы.

Отсутствие доказательств надлежащего уведомления свидетеля о явке в правоохранительные органы освобождает лицо от ответственности за неявку.

Как правило, органы досудебного следствия должны предоставить письменные доказательства такого своевременного уведомления ( ст.133 — 139 УПК Украины).

Опрос или допрос

Необходимо различать порядок опроса гражданина и порядок допроса гражданина в качестве свидетеля.

Как правило опрос гражданина производится до, либо, непосредственно, после внесения соответствующих сведений в Единый реестр досудебных расследований ( ст.214 УПК Украины ).

Цель опроса — получить первичную информацию от такого лица, чтобы в последующем использовать полученную информацию, в том числе, и против

такого лица.

При опросе гражданин не предупреждается об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний либо за дачу ложных показаний.

Весьма важным является то, что протокол опроса ( либо объяснения) лица не является процессуальным действием и при наличии грамотного адвоката не

может быть использован в качестве надлежащего доказательства.

Допрос является процессуальным действием и предполагает предупреждение лица об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний либо

за отказ от дачи показаний ( ст.384 — 385 УК Украины ).

В любом случае следователь обязан разъяснить допрашиваемому лицу вышеназванные положения ст.63 Конституция Украины.

адвокат для свидетеля

Довольно часто возникает вопрос: — Может ли свидетель либо лицо которого собираются опросить воспользоваться услугами адвоката?

Программа защиты свидетеляДанное положение урегулировано законодательством Украины, где ст.59 Конституции Украины и ст. ст. 65, 66 УПК Украины предполагают такую

возможность.

Свидетелем является физическое лицо, которому известно либо могут быть известно обстоятельства которые подлежат доказыванию во время уголовного

производства и которое вызвано для дачи показаний.

Данные нормы закона не содержат запретов в отношении допроса в судопроизводстве близких родственников и малолетних лиц ( жена, муж,

сестра, брат, и т.п.; лица не достигшие 14 -ти лет ).

Необходимо отметить, что допрос малолетних, а также несовершеннолетних лиц происходит в присутствии законного представителя, педагога либо

психолога, при необходимости врача.

Также присутствует адвокат. Программа защиты свидетеля

В то же время, суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению и, вряд ли, примет обоснованное решение основываясь только на показаниях

родственников и иных заинтересованных лиц. Программа защиты свидетеля

УСТАНОВИТЬ ИНЫХ СВИДЕТЕЛЕЙ И ОБНАРУЖИТЬ НОВЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА — одно из направлений деятельности хорошего адвоката. Программа защиты свидетеля

Ст. 20 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» предусматривает право адвоката собирать сведения о фактах которые могут

быть использованы в качестве доказательств по делу.

Это установление свидетелей и их опрос с фиксацией показаний в протоколе опроса адвоката, собирание информации путем соответствующих запросов,

обращение к экспертам с целью получения письменных выводов специалистов, инициирование и назначение  производства экспертиз и др. Программа защиты свидетеля

задача адвоката

Задача адвоката — обеспечить проведение таких действий в рамках законодательства Украины, где присутствие адвоката

является своеобразной гарантией дисциплины следователя при проведении соответствующих действий. Программа защиты свидетеля

Адвокат должен психологически подготовить свидетеля к допросу, что включает в себя определение времени явки к следователю, изучение

возможных обстоятельств события которые станут предметом допроса, подготовка соответствующих доказательств свидетельствующих о возможном

алиби свидетеля ( в случае если свидетель является потенциальным подозреваемым ). Программа защиты свидетеля

Вышеизложенное можно предварительно охарактеризовать как своеобразную программу не только защиты свидетелей, но и дальнейших действий в

зависимости от ситуации по делу. Программа защиты свидетеля

Автор: Юридическая помощь, защита

Юридическая помощь, юридическая защита по делам о преступлении против жизни и здоровья личности: по делам о преступлении против собственности; по делам о преступлении в сфере незаконного оборота наркотических веществ и пр. Юридические онсультации бесплатно и не ограничено во времени. Составление и подача процессуальных документов любой сложности в суды всех инстанций от суда первой инстанции, до суда апелляционной и кассационной инстанции. ВСУ, ЕСПЧ. Представительство интересов в суде, прокуратуре, полиции. Юридическая консультация адвоката, юриста в гражданско правовых и уголовно правовых правоотноршениях

Программа защиты свидетеля: 3 комментария

  1. 1. Свидетелем является физическое лицо, которому известны или могут быть известны обстоятельства, подлежащие доказыванию в ходе уголовного производства, и которая вызвана для дачи показаний.
    2. Не могут быть допрошены как свидетели:
    1) защитник, представитель потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, законный представитель потерпевшего, гражданского истца в уголовном производстве об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с выполнением функций представителя или защитника;
    2) адвокаты о сведениях, составляющих адвокатскую тайну;
    3) нотариусы о сведениях, составляющих нотариальную тайну;
    4) медицинские работники и другие лица, которым в свя связи с выполнением профессиональных или служебных обязанностей стало известно о болезни, медицинском обследовании, осмотре и их результатах, интимной и семейной сторонах жизни человека о сведениях, составляющих врачебную тайну;

    5) священнослужители о сведениях, полученных ими на исповеди верующих;
    6) журналисты о сведениях, которые содержат конфиденциальную информацию профессионального характера, предоставленную при условии неразглашения авторства или источника информации;
    7) профессиональные судьи, народные заседатели и присяжные об обстоятельствах обсуждения в совещательной комнате вопросов, возникших во время принятия судебного решения, за исключением случаев уголовного производства в отношении принятия судьей (судьями) заведомо неправосудного приговора, определения;
    8) лица, которые принимали участие в заключении и выполнении соглашения о примирении в уголовном производстве, об обстоятельствах, которые стали им известны в связи ‘связи с участием в заключении и выполнении соглашения о примирении;
    9) лица, к которым применены меры безопасности, о действительных данных об их личности;
    10) лица, имеющие сведения о действительных данные о лицах, к которым применены меры безопасности, относительно этих данных.
    3. Лица, предусмотренные пунктами 15 части второй настоящей статьи, по поводу указанных доверенных сведений могут быть освобождены от обязанности ‘связи хранить профессиональную тайну лицом, доверила им эти сведения, в определенном ею объеме. Освобождение осуществляется в письменной форме за подписью лица, доверила указанные сведения.
    4. Не могут без их согласия быть допрошены как свидетели лица, имеющие право дипломатической неприкосновенности, а также работники дипломатических представительств без согласия представителя дипломатического учреждения.
    Следователь, прокурор, следователь судья, суд перед допросом лиц, указанных в абзаце первом настоящей части, обязательств разъем яснить им право отказаться давать показания.
    Комментарий:
    1. Свидетель как субъект уголовного процесса физическое лицо, владеет сведениями известных ему обстоятельств в уголовном производстве, имеющие значение для этого уголовного производства. Как свидетель лицо может быть вызвана и допрошена только после начала досудебного расследования.
    Свидетель предоставляет информацию в уголовном производстве только тех фактов, которые он воспринимал лично, за исключением случаев, предусмотренных ст. 97 УПК (показания с чужих слов).
    Закон не устанавливает возрастных ограничений для лиц, которые могут быть вызваны и допрошены как свидетели. К таким лицам могут быть отнесены и малолетние лица.
    Способность несовершеннолетнего, в том числе и малолетнего, правильно воспринимать события и давать о них сведения зависит от степени его развития, характера тех обстоятельств, о которых он может дать показания, и условий их восприятия. Поэтому закон предусматривает специальный порядок вызова и допроса несовершеннолетних свидетелей (см. статьи 135, 226 УПК).
    Свидетелями могут быть работники правоохранительных органов, которые осуществляли непосредственно следователи (розыскные) действия или осуществляли оперативно-розыскную деятельность, лица, принимавшие участие в проведении отдельных следственных (розыскных) действий (понятые, специалисты, эксперты, переводчики и т.д.), лица, осуществлявшие законное задержание соответствии со статьями 207208 КПК.
    Как свидетель может быть допрошен и осужден отношении своих соучастников в совершении преступления, если материалы досудебного расследования относительно них выделено в отдельное производство.
    2. Не могут быть допрошены как свидетели лица, указанные в ч. 2 этой статьи.
    Этот запрет изложена в ст. 63 Конституции Украины, согласно которой лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом.
    С целью гарантирования и реального обеспечения прав участников уголовного судопроизводства фактически запрещается получать информацию от лиц, которым она стала известна в силу профессиональной или процессуальной деятельности, конфиденциальность которой обеспечивается законом.
    В круг этих лиц ч. 2 ст. 65 УПК относятся:
    1) Защитник (ст. 45 УПК), законный представитель потерпевшего (ст. 59 УПК), гражданский истец (ст. 64 УПК).
    Эти лица не могут быть допрошены в уголовном производстве об обстоятельствах, им стали известны в связи выполнением функций представителя или защитника.
    2) адвокаты — о сведениях, составляющих адвокатскую тайну.
    Адвокату, помощнику адвоката, должностным лицам адвокатских объединений запрещается разглашать сведения, составляющие предмет адвокатской тайны, и использовать их в своих интересах или в интересах третьих лиц.
    Предмет адвокатской тайны составляют вопросы, по которым гражданин или юридическое лицо обращались к адвокату, содержание консультаций, советы и разъяснения по решению правовых вопросов, а также другие сведения, полученные адвокатом от его клиента, его представителей и / или из других источников при осуществлении адвокатской деятельности.
    Отношения адвоката и его клиента строятся на принципе конфиденциальности, установленном ч. 1 ст. 4 ЗУ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности».
    В рекомендациях Комитета министров Совета Европы от 25 октября 2000 г. о свободе осуществления профессиональных адвокатских обязанностей указано, что следует прибегать к всех необходимых действий, направленных на надлежащее обеспечение конфиденциального характера взаимоотношений между адвокатом и его клиентом (п. 6 принципа I), адвокаты соблюдать профессиональную тайну в соответствии с национальным законодательством, внутренних нормативных актов и профессиональных стандартов. Любое несоблюдение принципа профессиональной тайны без соответствующего согласия клиента должна быть должным наказано (п. 2 принципа III).
    В Правилах адвокатской этики, одобренных Высшей квалификационной комиссией адвокатуры 1 октября 1999, указано, что «соблюдение принципа конфиденциальности является необходимой и важнейшей предпосылкой доверительных отношений между адвокатом и клиентом, без которых невозможно надлежащее оказании правовой помощи» (п. 1 ст. 9 ). Конфиденциальности такой информации является правом адвоката в отношениях со всеми субъектами права, которые могут требовать ее разглашения, а также и обязанностью адвоката относительно клиента и лиц, которых она касается. Адвокату запрещается разглашать сведения, составляющие предмет адвокатской тайны, и использовать их в своих интересах или интересах третьих лиц (ст. 9 Закона). Запрещаются требовать от адвоката этих сведений, а также допрос его в качестве свидетеля по вопросам, составляющих адвокатскую тайну (ст. 10 Закона). За вмешательство в деятельность адвоката, что может привести к нарушению профессиональной тайны, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 397 УК);
    3) нотариусы — о сведениях, составляющих нотариальную тайну.
    Статья 5 ЗУ «О нотариате» зобов ‘связывает нотариусов хранить в тайне сведения, полученные им в связи с совершением нотариальных действий. Статья 8 этого закона определяет, что нотариальная тайна это совокупность сведений, полученных при совершении нотариального действия или обращения к нотариусу заинтересованного лица, в том числе о личности, имущество, личные имущественные и неимущественные права и обязанности и т.д..
    Нотариус согласно ст. 1 указанного закона это лицо, работающее в государственных нотариальных конторах, государственных нотариальных архивах (государственные нотариусы) или занимается частной нотариальной деятельностью (частные нотариусы). Нотариус, а также стажер нотариуса обязательств хранить нотариальную тайну, даже если их деятельность ограничивается предоставлением правовой помощи или ознакомлением с документами и нотариальное действие или действие, которая приравнивается к нотариальной, не совершалось.
    4) медицинские работники и другие лица, которым в связи с выполнением профессиональных или служебных обязанностей стало известно о болезни, медицинское обследовании, осмотре и их результатах, интимной и семейной сторонах жизни человека — о сведениях, составляющих врачебную тайну.
    Медицинские, фармацевтические работники в соответствии со ст. 78 Основ законодательства Украины о здравоохранении от 19 ноября 1992 г. № 2801ХИИ обязаны соблюдать требования профессиональной этики и деонтологии, хранить врачебную тайну. Такие же обязанности возложены и на психолога.
    5) священнослужители — о сведениях, полученных ими на исповеди верующих.
    Статьей 3 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» предусмотрено, что каждому гражданину в Украине гарантируется право на свободу совести. Это право включает свободу иметь, принимать и изменять религию или убеждения по своему выбору и свободу единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы, открыто выражать и свободно распространять свои религиозные или атеистические убеждения.
    Никто не имеет права требовать от священнослужителей сведений, полученных ими во время исповеди верующих. Каноническое право каждой конфессии определяет круг священнослужителей, которые по должности (саном) имеют право на принятие исповеди;
    6) журналисты — о сведениях, которые содержат конфиденциальную информацию профессионального характера, предоставленную при условии неразглашения авторства или источника информации.
    Абзацу 5 п. «в» ч. 1 ст. 1 ЗУ «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов» определено, что журналист творческий работник, который профессионально собирает, получает, создает и занимается подготовкой информации для средств массовой информации, выполняет редакцийнопосадови служебные обязанности в средстве массовой информации (в штате или на внештатных началах) согласно профессиональным названиям должностей (работы) журналиста, которые отмечаются в государственном классификаторе профессий Украины.
    Отметим, что Украина взяла на себя обязательства усиливать гарантии свободы слова, в том числе свободу прессы и свободного доступа к информации. С этой целью Украина укреплять действующее законодательство в сфере защиты профессиональной деятельности журналистов и обеспечения свободы информации, а также гарантировать его полное внедрение (Резолюция 1003 (1993) О этические принципы журналистики, Рекомендация № К (96) 4 «О защите журналистов в ситуациях конфликта и давления », Рекомендация 1506 (2001) Свобода выражения и информации, Рекомендация 1589 (2003) Свобода выражения мнений в СМИ в Европе).
    Нормы профессиональной этики требуют от журналиста уважать достоинство человека, его право на частную жизнь. Журналист сохраняет в тайне сведения о лице, которая передала информацию или другие материалы, при условии неразглашения его имени. Журналисты должны получать конфиденциальную информацию только с разрешения и в соответствии с режимом, установленным лицами, которым предстоит такая информация. Не допускается распространение сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации, охраняемой законом.
    Служебная деятельность журналиста не может быть основанием для его ареста, задержания, а также изъятия собранных, обработанных, подготовленных им материалов и технических средств, которыми он пользуется в своей работе.
    Одновременно ст. 171 УК установлена ответственность за умышленное препятствование законной профессиональной деятельности журналистов;
    7) профессиональные судьи (п. 23 ст. 3 УПК), народные заседатели (согласно ст. 57 ЗУ «О судоустройстве и статусе судей» народным заседателем, присяжным является гражданин Украины, который в случаях, определенных процессуальным законом, разрешает дела в составе суда совместно с судьей (судьями), обеспечивая согласно Конституции Украины непосредственное участие народа в осуществлении правосудия) и присяжные (статьи 383391 КПК) — об обстоятельствах обсуждения в совещательной комнате вопросов, возникших во время принятия судебного решения (см. Комментарий к статьям 367 , 375 УПК).
    Исключением законодатель определяет случаи уголовного производства в отношении принятия судьей (судьями) заведомо неправосудного приговора, решения (см. Комментарий к ст. 375 УК Украины);
    8) лица, которые принимали участие в заключении и выполнении соглашения о примирении в уголовном производстве, — об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с участием в заключении и выполнении соглашения о примирении (см. Комментарий к ст. 469 УПК);
    9) лица, к которым применены меры безопасности, — о действительных данных об их личности.
    При любых обстоятельствах с целью оказания реальной гарантии обеспечения конфиденциальности информации относительно лица, в отношении которого применены меры безопасности, действующим законодательством запрещается выяснение действительных данных о таком лице в самой этой личности, а так же в других лиц, имеющих сведения о действительных данные такого лица, взятого под защиту.
    Согласно ЗУ «Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве» от 23 декабря 1993 г. № 3782Х решение о применении мер безопасности принимается следователем, прокурором, судом, в которых находятся уголовные производства по уголовным преступлениям, в расследовании или судебном разбирательстве которых принимали или принимают участие лица, указанные в ст. 2 этого Закона, а также органом (подразделением), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в отношении лиц, участвовавших или способствовали выявлению, предупреждению, пресечению преступлений.
    Это решение может быть принято следственным судьей в случаях, предусмотренных ст. 206 УПК.
    Статьей 2 указанного Закона определен круг лиц, имеющих право на обеспечение безопасности при наличии соответствующих оснований, а именно:
    а) лицо, заявившее в правоохранительный орган о криминальном правонарушении или в иной форме участвовала или способствовала выявлению, предупреждению, пресечению или раскрытию уголовных преступлений;
    б) потерпевший и его представитель в уголовном производстве;
    в) подозреваемый, обвиняемый, защитники и законные представители;
    г) гражданский истец, гражданский ответчик и их представители по делу о возмещении вреда, причиненного уголовным преступлением;
    д) свидетель;
    е) эксперт, специалист, переводчик и понятой;
    е) члены семей и близкие родственники лиц, перечисленных в пунктах «а» «е» настоящей статьи, путем угроз или других противоправных действий в отношении них делаются попытки повлиять на участников уголовного судопроизводства. Осуществление мер безопасности возлагается по подследственности в органы службы безопасности или внутренних дел, в составе структур которых с этой целью создаются специальные подразделения. Безопасность лиц, которых берут под защиту, если уголовные производства находятся в производстве налоговой милиции, прокуратуры или суда, обеспечивается их решению соответственно органами службы безопасности, органами внутренних дел или органами и учреждениями исполнения наказаний и следственными изоляторами.
    Ограничения сведений о лице в материалах проверки (заявлениях, объяснениях и т.д.), а также протоколах следственных действий и других материалах уголовного производства, замены фамилии, имени, отчества в этих документах псевдонимами по постановлению органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, прокурора или постановлением следователя судьи, суда об изменении анкетных данных. Эти постановления (определения) к материалам дела не присоединяются, а хранятся отдельно в органе, в производстве которого находится уголовное производство. В случаях, когда этого требуют интересы безопасности лиц, взятых под защиту, по мотивированному определению суда может проводиться закрытое судебное заседание.
    Суд по собственной инициативе или по ходатайству участников уголовного производства может принять решение о проведении допроса участника уголовного производства с использованием видеоконференции во время трансляции вне помещения, в том числе способом, что делает невозможным идентификацию лица, дает показания.
    Орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, следователь, прокурор, следователь судья, суд, получив заявление или сообщение об угрозе безопасности лица, указанного в ст. 2 этого Закона, обязаны проверить это заявление (сообщение) и в срок не более трех суток, а в неотложных случаях немедленно принять решение о применении или об отказе в применении мер безопасности.
    При наличии в заявлении (сообщении) об угрозе безопасности лица, указанного в ст. 2 этого Закона, сведения об уголовном правонарушении следователь, прокурор в порядке, предусмотренном уголовным процессуальным законодательством, начинает в судебное расследование, а орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, следственный судья, суд направляет заявление (сообщение) соответствующему органу досудебного расследования для начала досудебного расследования.
    О принятых мерах безопасности и их результаты орган, осуществляющий меры, информирует следователя, прокурора, суд, в производстве которого находится уголовное производство, а также следственного судьи, если решение о применении мер безопасности принималось им, а в случае устранения угрозы подает соответствующему органу по месту нахождения лица, взятого под защиту, ходатайство об отмене мер безопасности;
    10) Лица, имеющие сведения о действительных данные о лицах, к которым применены меры безопасности, — в отношении этих данных (см. Комментарий к п. 9 указанной статьи).
    3. Лица, предусмотренные пп. 1-5 ч. 2 этой статьи, по поводу указанных доверенных сведений могут быть освобождены от обязанности хранить профессиональную тайну лицом, доверила им эти сведения, в определенном ею объеме. Освобождение осуществляется в письменной форме за подписью лица, доверила указанные сведения.
    Обязательным условием освобождения лиц, указанных в пп. 15 настоящей статьи, от обязанности хранить профессиональную тайну в отношении лица, его доверила, является заявление самого лица. Заявление должно быть написано собственноручно лицом, отказывается от необходимости сохранения доверенных сведений и в заявлении должны быть определены объемы этих сведений.
    Заявление должно быть написано добровольно без какого-либо физического и психического давления как со стороны самих лиц, указанных в пп. 15 в. 65 УПК, так и других лиц.
    4. Не могут без их согласия быть допрошены как свидетели лица, имеющие право дипломатической неприкосновенности, а также работники дипломатических представительств — без согласия представителя дипломатического учреждения.
    Часть 4 комментируемой статьи предусматривает обязательно согласие на допрос как свидетеля лица, имеющего право дипломатической неприкосновенности. Такое же согласие требуется и представителя дипломатического учреждения для допроса в качестве свидетеля работника дипломатического представительства.
    Следователь, прокурор, следователь судья, суд перед допросом лиц, указанных в абз. 1 настоящей части, обязаны разъяснить им право отказаться давать показания.
    Такое разъем объяснения должно быть зафиксировано в протоколе следственного действия или судом в порядке статей 108, 352 УПК.

  2. 1. Свидетелем может быть любое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, относящиеся к делу.
    2. Свидетель обязан явиться в суд в назначенное время и дать правдивые показания об известных ему обстоятельствах.
    3. В случае невозможности прибытия по вызову суда свидетель обязан заблаговременно уведомить об этом суд.

    4. Свидетель имеет право давать показания на родном языке или языке, которым он владеет, пользоваться письменными записями, отказаться от дачи показаний в случаях, установленных законом, а также на компенсацию расходов, связанных с вызовом в суд.
    5. За заведомо ложные показания или за отказ от дачи показаний по предусмотренным законом основаниям свидетель несет уголовную ответственность, а за невыполнение других обязанностей — ответственность, установленную законом.

    Комментарий:

    Комментируемая статья определяет правовой статус свидетеля в уголовном процессе. Свидетелем может быть любое физическое лицо, которому известны обстоятельства, имеющие значение для дела. Закон не устанавливает каких-либо ограничений в отношении возраста свидетеля. Статья 182 ГПК предусматривает возможность допроса в качестве свидетелей малолетних и несовершеннолетних. Главное требование — чтобы данное лицо было в состоянии правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания. Не подлежат допросу в качестве свидетелей лица, указанные в ст. 51 ГПК.
    Также новеллой ГПК 2004 года является то, что в качестве свидетелей с их согласия могут быть допрошены стороны, третьи лица и их представители (статьи 62, 184 ГПК). Это означает, что действующий процессуальный закон допускает соединение в одном лице нескольких процессуальных ролей, является не совсем корректным.
    Свидетель вызывается в суд по ходатайству лица, участвующего в деле, повесткой (ч. 1 ст. 74 ГПК) и обязан явиться в суд в определенное время и дать правдивые показания об известных ему обстоятельствах. В случае невозможности прибытия по вызову суда свидетель обязан своевременно уведомить об этом суд.
    Должным образом вызван свидетель, который не явился без уважительных причин в судебное заседание или не сообщила о причинах неявки, может быть подвергнут по постановлению суда приводу через органы внутренних дел с возмещением в доход государства расходов на его осуществление (ст. 94 ГПК). Злостное неявка свидетеля в суд может быть признана проявлением неуважения к суду и повлечь ответственность свидетеля по ст. 1853 КоАП Украины.
    Свидетель имеет право давать показания на родном языке или языке, которым он во-Лоди. В случае, если свидетель дает показания языке, непонятной суда и другим участникам процесса, суд, по ходатайству кого-либо из лиц, участвующих в деле, может допустить к участию в деле переводчика (ч. 2 ст. 55 ГПК). Свидетель также имеет право при даче показаний пользоваться письменными записями, но только в тех случаях, когда его показания связаны с какими — либо вычислениями и другими данными, которые трудно удержать в памяти. Порядок использования свидетелем письменных записей при даче показаний установлен ст. 181 ГПК. Свидетель имеет право отказаться от дачи показаний в случаях, установленных законом. Право на отказ от дачи показаний в отношении себя, членов семьи и близких родственников гарантировано ст. 63 Конституции Украины. Лица, которые имеют право отказаться от дачи показаний, указанные в ст. 52 ГПК. Свидетель также имеет право на компенсацию расходов, связанных с вызовом в суд. Такие расходы отнесены законом к видам судебных расходов (п. 4 ч. ст. 79 ГПК). Порядок их возмещения свидетелю установленный ст. 86 ГПК.
    За заведомо ложные показания или отказ от дачи показаний по не предусмотренным законом основаниям свидетель несет уголовную ответственность в соответствии со статьями 384,385 УК Украины, а за невыполнение других обязанностей — ответственность, установленную законом. Так, например за неповиновение распоряжениям председательствующего, или за нарушение порядка в судебном заседании свидетеля может быть притянуто к ответственности по ст. 1853 КоАП Украины.

  3. ВР планирует разрешить пересмотр приговоров осужденным за тяжкие преступления
    Верховная Рада Украины в первом чтении поддержала законопроект №2033а «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины (относительно обеспечения отдельным категориям осужденных лиц права на правосудный приговор)». Такое решение поддержали 236 нардепов.
    Целью закона является внедрение на национальном уровне временного механизма пересмотра приговоров по уголовным делам, в которых лица были осуждены без надлежащей доказательной базы за тяжкие и особо тяжкие преступления на основании Уголовно-процессуального кодекса Украины от 28 декабря 1960 года и до сих пор отбывают наказание, — для обеспечения таким лицам права на правосудный приговор и восстановления их прав.
    Так, предлагается установить, что жалоба на обвинительный приговор может быть подана непосредственно в суд апелляционной инстанции, в пределах территориальной юрисдикции которого осужденный отбывает наказание.
    Пересмотр этих приговоров именно апелляционными судами является целесообразным, учитывая их меньшую загруженность в сравнении с другими судебными инстанциями. По данным Государственной судебной администрации, поступление в апелляционные суды дел в рамках уголовного судопроизводства уменьшилось в 2014 году на 12,4% по сравнению с 2012 годом .
    Жалоба на приговор может быть подана защитником в интересах осужденного по тем основаниям, что обвинительный приговор основывается исключительно на:
    1) явке с повинной и/или показаниях подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, данных во время дознания, досудебного следствия, которые получены с нарушением права на отказ давать показания или объяснения относительно себя, членов семьи или близких родственников, либо от которых соответствующий подозреваемый, обвиняемый, свидетель, потерпевший в дальнейшем отказался, или которые не подтвердились во время судебного рассмотрения;
    2) показаниях, полученных от лица, которое сначала было свидетелем, а в дальнейшем стало подозреваемым, обвиняемым, подсудимым в этом или ином уголовном деле;
    3) искаженных обстоятельствах, которые очевидно не соответствуют исследованным в суде доказательствам, которые имеют существенное значение;
    4) обстоятельствах, установленных на основании доказательств, полученных с существенным нарушением права лица на защиту в ходе дознания, досудебного следствия или судебного рассмотрения.
    При пересмотре приговоров по этим основаниям обязательным будет участие защитника.
    Проектом установлен срок подачи жалоб на обвинительные приговоры — до 31 декабря 2017 года.
    Напомним, Рада установила двойное зачисление судом предварительного заключения в срок наказания.